Документ : При сокращении штатов увольняемым пенсионерам выплачивается только выходное пособие


При сокращении штатов увольняемым
пенсионерам выплачивается только
выходное пособие

В почте редакции газеты "Все о бухгалтерском учете" нередко встречаются письма читателей, содержащие вопросы, связанные с увольнением с работы. В письмах наиболее часто содержатся вопросы о расчетах с работниками при их увольнении по инициативе собственника или уполномоченного им органа на основаниях, предусмотренных п.1 ст.40 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ Украины). Среди них львиную долю составляют вопросы о расчетах с пенсионерами, увольняемыми по указанной статье.

Пунктом 1 статьи 40 КЗоТа Украины предусмотрено, что бессрочные и срочные трудовые договоры могут быть расторгнуты по инициативе собственника или уполномоченного им органа (далее -работодатель) в случае изменений в организации производства и труда. К таким изменениям КЗоТ Украины относит:

- прекращение юридического лица путем его ликвидации, реорганизации или перепрофилирования;

- сокращение численности сотрудников (например, при недостаточном объеме работ; при сокращении работников одной квалификации и увеличении другой и т.п.);

- сокращение штатов, то есть изменение штатного расписания в сторону уменьшения численности работников.

В статье 49-3 КЗоТа Украины "Льготы и компенсации освобождаемым работникам" было указано, что в случае расторжения трудового договора на указанных выше основаниях работникам на период трудоустройства выплачивается средняя заработная плата (рассчитываемая по специальной методике), но не более чем за три месяца со дня увольнения с учетом выходного пособия. Начисление и выплата зарплаты производятся по последнему месту работы.

Выплату указанных средств работникам, увольняемым по п.1 ст.40 КЗоТа Украины, законодательство нашего государства не ставило и не ставит в зависимость от пола, возраста, вероисповедания и социального положения увольняемого. Это находит подтверждение и в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 24.12.99 г. N 3 "О практике применения судами законодательства об оплате труда". Например, в пункте девятом постановления записано, что при увольнении работника по п.1 ст.40 КЗоТа Украины ему выплачивается средняя заработная плата на период трудоустройства "независимо от того, получает ли это лицо пенсию".

Таким образом, пенсионерам, уволенным по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п.1 ст.40 КЗоТа Украины, юридическим лицом выплачивается выходное пособие в размере средней заработной платы, а также средняя заработная плата в течение последующих двух месяцев, но при обязательном условии: в период производимых выплат бывший работник не трудоустроился. Факт нетрудоустройства подтверждается отсутствием соответствующей записи в трудовой книжке уволенного.

Сразу отметим, что описанный выше порядок бесспорно действует только в том случае, если увольнение пенсионера по п.1 ст.40 КЗоТа Украины произошло не позднее 31 декабря 2000 года. Вы, уважаемые читатели, конечно, вправе спросить: а с чем связана оговорка автора о сроках действия указанного порядка? С тем, что с 1 января текущего года вроде бы утратила силу упомянутая выше ст.49-3 КЗоТа Украины, на основании которой уволенным в течение двух месяцев осуществлялись выплаты средней заработной платы. Наверное, у читателей вновь возникает вопрос: почему статья "вроде бы утратила силу"? Объясним. 22 февраля с.г. газетой "Урядовий кур'ер" официально обнародован Закон Украины "О размерах взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" (далее - Закон о размерах взносов), принятый еще 11.01.2001 г. При ознакомлении с его текстом создается впечатление, что ни разработчики проекта Закона о размерах взносов, ни депутаты, голосовавшие за его принятие, не подозревают о существовании Конституции: и ряд положений Закона о размерах взносов, и дата его вступления в силу - с 1 января 2001 года - все это, по нашему мнению, прямо или косвенно грубо нарушает требования Конституции Украины. Ну чего стоит такой "конституционный" пассаж: Закон о размерах взносов, как записано в п.1 ст.6, вступает в силу с 1 января сг., хотя в Конституции содержится конституционная норма, подлежащая безоговорочному выполнению и не допускающая какой-либо возможности ее иного толкования: "Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования" (ч.5 ст.94 Конституции Украины). Добавим к этому, что "в Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.

Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия" (ст.8 Конституции Украины). Из сказанного напрашивается один-единственный вывод: Закон о размерах взносов официально подлежит выполнению как минимум с 22 февраля 2001 года, то есть сдаты официального обнародования, если, конечно, у нас правовое государство.

Возникшему законодательному казусу есть еще одно объяснение. В 1997 году, 21 ноября, Верховная Рада Украины приняла Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О занятости населения". Пункт первый его "Заключительных положений" предусматривал: редакция той части ст.26 Закона "О занятости населения", из которой вытекала необходимость изъятия ст.49-3 из КЗоТа Украины, вступала в силу с 1 января 1999 года. Но 4 декабря 1998 года Верховная Рада Украины приняла Закон, перенесший срок вступления в силу новой редакции упомянутой ст.26 на 1 января 2000 года, а 17 декабря 1999 года вновь принят Закон, определивший датой ее вступления в силу 1 января 2001 года. И произошло то, что произошло: с 1 января 2001 года вступила в действие новая редакция ст.26 Закона "О занятости населения", предусматривающая выплату пособия по безработице только через центры занятости населения (которые в соответствии с этим Законом не ставят пенсионеров на учет как безработных). Параллельно продолжала свое действие ст.49-3 КЗоТа Украины, на основании которой непосредственно предприятия осуществляли выплату средств работникам, уволенным по п.1 ст.40 КЗоТа Украины, в том числе и пенсионерам, на период их трудоустройства. И не исключено, что когда перед депутатами стала неизбежная дилемма - соблюдать требования Конституции Украины, демонстрируя тем самым уважение к ней, или же, закрыв глаза на требования Конституции, в очередной раз сэкономить на пенсионерах, - они выбрали второй вариант.

И совершенно обоснованно можно утверждать, что с 22 февраля 2001 года работники, уволенные по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п.1 ст.40 КЗоТа Украины:

1. Получают выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст.44 КЗоТа) - это касается всех категорий увольняемых, в том числе и пенсионеров.

2. Имеют гарантированное государством право на получение пособия по безработице (кроме пенсионеров) в размере:

- 100 процентов средней заработной платы, которая выплачивалась им по последнему месту работы, - на протяжении 60-ти календарных дней;

- 75 процентов средней заработной платы - на протяжении последующих 90 календарных дней;

- 50 процентов - в течение последующих 210 календарных дней.

Следует отметить, что суммы выплат в качестве пособия по безработице, составляющие 75 процентов и 50 процентов средней заработной платы, не должны превышать размера средней зарплаты, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей отрасли за предшествующий выплате месяц. Одновременно они же не должны быть ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы.

Выплаты указанных выше пособий по безработице осуществляются при условиях:

- регистрации уволенных в службе занятости в течение семи календарных дней после увольнения;

- получения статуса безработного, что возможно в случае, если в течение семи дней (некалендарных) зарегистрированному не было предложено подходящей работы.

Приведенные размеры пособий по безработице и периодичность их выплаты предусмотрены ст.26 Закона Украины от 01.03.91 г. "О занятости населения" (с последующими изменениями и дополнениями). Попутно повторимся, что этот Закон не предусматривает постановку на учет в качестве безработных лиц, получающих пенсии.

Еще раз подчеркнем: так как в п."г" ч.З ст.2 упомянутого Закона записано, что не могут быть признаны безработными граждане, имеющие право на пенсию на основании законов Украины, то отныне пенсионеры, увольняемые по п.1 ст.40 КЗоТа Украины, будут получать только выходное пособие. А у работодателей развязаны руки для увольнения работающих пенсионеров по основаниям, предусмотренным п.1 ст.40 КЗоТа Украины.

"Все о бухгалтерском учете" N 21 (567) от 7 марта 2001 г.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Субота, 20.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС