Документ : Торговля алкогольными напитками и пивом: правила проведения, налоговый и бухгалтерский учет


Торговля алкогольными напитками и пивом: правила проведения, налоговый и бухгалтерский учет

Определение терминов

Сначала определим, какие напитки относятся к алкогольным. Это принципиально, ведь правила оптовой и розничной торговли алкоголем установлены довольно суровые, а всеми другими напитками торговать просто.

Определение термина "алкогольные напитки" приведено в Законе Украины "О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями" от 19.12. 95 г. N 481/95-ВР (далее - Закон о госрегулировании). В соответствии со статьей 1 Закона о госрегулировании - это "продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц, которые относятся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05, 22 06, 22 08".

Пиво - это продукт, который образуется вследствие брожения зернопродуктов во время технологического процесса производства. По Украинской Классификации товаров внешнеэкономической деятельности (ДК 017-98), утвержденной Госстандартом Украины в 1998 году (далее - УКТВЭД), пиво из солода (солодовое) имеет код 22 03 00. Как видим, в соответствии с Законом о госрегулировании, пиво к алкогольным напиткам не относится. И хотя в УКТВЭД сказано, что алкогольные напитки классифицируются в товарных позициях 2203- 2206, 2208, здесь необходимо руководствоваться именно Законом о госрегулировании, поскольку в нем указано: "Настоящий Закон определяет основные принципы государственной политики относительно регулирования производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями...".

Торговля, как известно, бывает оптовая и розничная. При помощи все того же Закона о госрегулировании установим, что же скрывается за этими словами в случае, когда предметом торговли выступают алкогольные напитки.

Оптовая торговля - это деятельность по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для последующей их реализации предприятиям розничной торговли, другим субъектам предпринимательской деятельности.

Розничная торговля - это продажа товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах , других предприятиях общественного питания.

Торговля алкогольными напитками

1. Регистрация мест хранения алкогольных напитков

Оптовую торговлю, как правило, осуществляют со склада, где приобретенные партии товара сортируют и хранят.

Базы (склады) должны соответствовать действующим строительным, технологическим, противопожарным, санитарным нормам и правилам хранения этих товаров. На них разрешается хранить и реализовывать только те алкогольные напитки и табачные изделия, на которые имеются сопроводительные документы, сертификаты соответствия, маркировка, наклеенные акцизные марки.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины "О Положении о порядке обязательной регистрации мест хранения оптовых партий алкогольных напитков и табачных изделий" от 30.01.97 г. N 89 (далее - постановление N 89) субъекты предпринимательской деятельности всех форм собственности, осуществляющие оптовую торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, должны в обязательном порядке регистрировать в органах государственной налоговой службы оптовые базы (склады), на которых хранятся партии алкогольных напитков и табачных изделий.

Пунктом 6 постановления N 89 предусмотрена также регистрация обособленных от объектов розничной сети складских помещений для хранения алкогольных напитков и табачных изделий.

Для регистрации субъекты предпринимательской деятельности подают в государственные налоговые инспекции по местонахождению баз (складов) заявление об их регистрации, в котором указывают:

- адрес субъекта предпринимательской деятельности;

- адрес базы (склада), название товара, который хранится на базе (складе);

- фамилии материально ответственных лиц;

- режим работы базы (склада). К заявлению прилагают справку о принадлежности базы (склада) заявителю или договор аренды складского помещения.

Если спиртное хранится в нескольких местах, заявление подают на каждую базу (склад) отдельно и скрепляют подписью руководителя и печатью предприятия (организации).

В Государственной налоговые инспекции должны зарегистрировать заявление в соответствующем журнале и не позднее чем за 5 дней со дня предоставления документов выдать справку о регистрации базы (склада), скрепленную подписью ответственного лица и печатью.

Обратите внимание, что в соответствии с постановлением N 89 оптовик не имеет права приобрести алкогольные напитки у кого-либо и кому-либо продать. Он может приобретать, принимать на реализацию или на других условиях указанные товары только от юридических и физических лиц, которые имеют одну из следующих лицензий:

- на право производства алкогольных напитков;

- на право импорта алкогольных напитков;

- на право оптовой торговли алкогольными напитками. В свою очередь, реализовывать и (или) передавать на реализацию алкогольные напитки разрешено только субъектам предпринимательской деятельности, которые имеют лицензию на право осуществления оптовой или розничной торговли алкогольными напитками.

Субъектам предпринимательской деятельности запрещено:

- хранить и реализовывать алкогольные напитки и табачные изделия с баз (складов), не зарегистрированных в государственной налоговой инспекции и не имеющих отметки об их регистрации в лицензии;

- приобретать, принимать и передавать на реализацию, реализовывать алкогольные напитки и табачные изделия нефасованные, немаркированные, без сертификата качества (соответствия), акцизных марок и сопроводительных документов.

Сведения о каждом зарегистрированном складе должны вноситься в лицензии. Для этого органы, выдающие лицензии, на основании справок государственных налоговых инспекций делают запись о местонахождении базы (склада) на обратной стороне лицензии на право оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями и скрепляют ее подписью ответственного лица и печатью учреждения, о чем делается запись в журнале учета выдачи лицензий.

В лицензиях на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями на оборотной стороне указывают адреса обособленных от розничной сети мест хранения этих товаров.

2. Требования к хранению алкогольных напитков

В постановлении Кабинета Министров Украины "Об утверждении Правил розничной торговли алкогольными напитками" от 30.07.96 г. N 854 (далее постановление N 854) выписаны правила хранения алкогольных напитков и требования к помещениям, предназначенным для этого. По нашему мнению, их следует выполнять и оптовикам.

Итак, помещения для хранения алкогольных напитков должны:

- хорошо вентилироваться;

- не иметь постороннего запаха;

- быть непроницаемыми для прямых лучей света;

- быть оборудованными охранительной сигнализацией. Алкогольные напитки размещают в помещениях для хранения по группам, видам , маркам. Причем закупоренные бутылки с алкогольными напитками хранят в горизонтальном положении, чтобы предотвратить высыхание пробки, а бутылки с другой укупоркой - в вертикальном положении.

Температура и влажность хранения алкогольных напитков приведены в таблице 1 (согласно постановлению N 854).

Таблица 1

 +--------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ Температура ¦ Относительная ¦
¦ Вид алкогольных напитков ¦ хранения, С ¦ влажность воздуха ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------------+-----------------------¦
¦ Водку и водку особую ¦ от -5 до +25 ¦ не имеет значения ¦
+---------------------------------+----------------+-----------------------¦
¦ Ликеро-водочные изделия ¦ от +10 до +20 ¦ не выше 85 процентов ¦
+---------------------------------+----------------+-----------------------¦
¦ Вино ¦ от +8 до +16 ¦ не имеет значения ¦
+---------------------------------+----------------+-----------------------¦
¦ Вино полусладкое и полусухое ¦ от -2 до +8 ¦ не имеет значения ¦
+---------------------------------+----------------+-----------------------¦
¦ Коньяк ¦ не ниже +5 ¦ не имеет значения ¦
+--------------------------------------------------------------------------+

3. Лицензирование торговли алкогольными напитками

5 июля этого года парламент принял закон, который после вступления его в силу кардинально изменит порядок лицензирования торговли алкогольными напитками. Поэтому в этой статье мы не будем детально рассматривать лицензирование, а после введения нового закона в действие мы сразу же ознакомим вас с изменениями, которые будут им внесены.

4. Правила реализации алкогольных напитков

Что касается оптовой продажи алкогольных напитков, то здесь каких-либо четко установленных (официально утвержденных) правил нет, поскольку покупателями выступают не граждане, а субъекты предпринимательской деятельности. Требования к качеству алкогольных напитков и тары, содержанию этикеток, контрэтикеток и кольереток, маркированию бутылок, уплате акцизного сбора и т.п. установлены для производителей и импортеров алкогольных напитков. Поэтому оптовик должен следить, чтобы алкогольные напитки, которые реализуются в оптовой сети, были фасованы, оклеены марками акцизного сбора. Также оптовик должен иметь сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и т.п.), сертификаты соответствия.

Правила розничной торговли установлены в п.4 постановления N 854. В соответствии с ними субъект хозяйствования обязан обеспечить состояние помещений для розничной торговли алкогольными напитками согласно санитарнотехническим, санитарно-гигиеническим, технологическим, противопожарным и другим нормам. Розничные продавцы алкогольных напитков (кроме предприятий общественного питания) должны иметь закрытое помещение торговой площадью не менее 20 кв.м, оборудованное соответствующим торгово-технологическим оснащением (витрины, прилавки, пристенные горки и т.п.), охранной и противопожарной сигнализацией, достаточным освещением, отоплением и вентиляцией, а в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечить условия для применения регистраторов расчетных операций, хранения материальных ценностей.

Напомним, что Закон "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. N 265/95-ВР обязует применять регистраторы расчетных операций юридических лиц (их филиалы , отделения, другие обособленные подразделения), которые осуществляют операции по расчетам в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров в сфере торговли.

Исключение составляют виды торговли, приведенные в постановлении Кабинета Министров Украины "Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 23.08.2000 г. N 1336 (см. газету "Все о бухгалтерском учете" N 15 за 2001 год).

К алкогольным напиткам, поступающим в торговую сеть, прилагаются предусмотренные законодательством документы:

- товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, приходно-расходные накладные;

- сертификаты соответствия, выданные УкрСЕПРО* (или их копии, скрепленные подписью и печатью субъекта, отпустившего товар);

- документы, подтверждающие надлежащее качество напитков, или их копии, скрепленные подписью и печатью поставщика.

Продавать импортируемые алкогольные напитки разрешено только при наличии у субъекта хозяйствования сертификата соответствия или свидетельства о признании иностранного сертификата УкрСЕПРО, полученного согласно законодательству.

График работы специализированных магазинов, специализированных отделов и секций следует обязательно согласовывать с местными органами исполнительной власти.

Розничная продажа алкогольных напитков запрещается:

- в мелко-розничной сети, с рук, лотков, на рынках (за исключением размещенных на них специализированных магазинов и предприятий общественного питания), в необорудованных и неприспособленных для хранения и продажи помещениях, а также в тех, которые не соответствуют требованиям относительно оборудования, а также не имеют соответствующих складских помещений;

- на территории дошкольных, учебных и лечебных заведений и прилегающих территориях, в местах проведения спортивных соревнований, общежитиях и прилегающих территориях, в других местах, определенных местными советами;

- гражданам, не достигшим 18-летнего возраста (если возраст покупателя алкогольных напитков вызывает сомнения, он должен предъявить документ, удостоверяющий его возраст);

- работниками субъекта хозяйствования, которым не исполнилось 18 лет.

Кроме этого, нарушением является продажа алкогольных напитков в бутылках (другой таре) без этикеток или четкой маркировки, с очевидными признаками боя (трещины, сколы горлышка, повреждения закупорки и т.п.), в негерметически закупоренных бутылках, с наличием посторонних и зависших частиц или мути, осадка, с просроченным сроком годности, если это не предусмотрено стандартом.

Алкогольные напитки в полном ассортименте, имеющемся у субъекта хозяйствования, должны быть размещены по группам, видам и маркам на пристенных горках, столах, прилавках. На образцах этих напитков следует прикрепить ярлыки цен (ценников), где четко должны быть указаны: название напитка, емкость, цена за единицу товара в денежной единице Украины. На обратной стороне ценника должна быть подпись лица, ответственного за определение цены, и дата (п.21 постановления N 854).

Иногда покупатель замечает, что приобретенный напиток какой-то подозрительный: необычного цвета, не так пахнет, не вкусный и т.п.. Эта ситуация предусмотрена в постановлении N 854: в случае выявления недостатков, фальсификации алкогольных напитков, продажи их ненадлежащего качества потребитель имеет право требовать от субъекта хозяйствования:

- замены на аналогичный товар надлежащего качества;

- замены на товар другого вида, марки с соответствующим пересчетом покупной цены;

- возврата денежных средств;

- возмещения причиненных ему убытков и вреда в порядке, предусмотренном законодательством.

Но обратите внимание, что алкогольные напитки надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.

В торговом зале магазина, отдела, секции, предприятия общественного питания в доступном для потребителей месте необходимо разместить Правила розничной торговли алкогольными напитками, утвержденные постановлением N 854, а также выписки со статей 18 и 19 Закона Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. N 1023-XII.

Торговля пивом

Как мы уже отмечали, пиво не является алкогольным напитком. Это большой плюс для пивоторговцев, ведь:

- во-первых, торговля пивом не лицензируется;

- во-вторых, пивом можно торговать в мелко-розничной сети, с лотков, на рынках, на территории дошкольных, учебных и лечебных заведений, в местах проведения спортивных соревнований, общежитиях и прилегающих территориях и т.п.;

- в-третьих, не обязательно иметь закрытое помещение торговой площадью не менее 20 кв.м (то есть будет достаточно и киоска площадью 3 кв.м);

- в-четвертых, пивом могут торговать и частные предприниматели на едином налоге, и плательщики фиксированного налога.

Однако правила торговли пивом тоже существуют. Они установлены в разделе 7 "Безалкогольные и слабоалкогольные напитки"** приказа Министерства внешних экономических связей Украины "Об утверждении Правил продажи продовольственных товаров" от 28.12.94 г. N 237 (далее - приказ N 237). Так, приемку пива осуществляют по качеству, количеству мест, объему, состоянию маркировки. Проверяют качество по органолептическим*** показателям (внешнему виду, прозрачности, цвету, запаху, вкусу). Также при проверке качества пива определяют специфический показатель - высота и стойкость пены. (Можно задействовать ненормативное правило "4 х 4", по которому пена высотой четыре сантиметра должна держаться не менее 4-х минут.) Предприятиям розничной торговли запрещено принимать пиво без этикеток, с очевидными признаками боя (трещины, сколы горлышка), испорченной закупоркой, общим помутнением, осадком, посторонними примесями, нехарактерным запахом и вкусом, с низкой, быстроопадающей пеной.

Сейчас значительно распространина торговля пивом на разлив из кегов.**** А поскольку кег - это бочка, то в соответствии с приказом N 237 на этикетке возле разливного крана указывают: название пива; название предприятияизготовителя и его подчиненность, гарантийный срок и температуру хранения; дату разлива; номер соответствующего стандарта. Запрещено перекачивать пиво из бочек в другие емкости, кроме резервуаров специально дозирующих аппаратов. Сроки реализации и температура хранения пива приведены в таблице 2.

Таблица 2

 +-------------------------------------------------------------------------+
¦ Вид пива ¦ Срок реализации, суток ¦Температура хранения, С¦
+------------------------+------------------------+-----------------------¦
¦ Непастеризованное ¦ от 3 до 17 ¦ от 0 до +12 ¦
+------------------------+------------------------+-----------------------¦
¦ Пастеризованное и ¦ до 90 ¦ от 0 до +18 ¦
¦ стабилизированное ¦ ¦ ¦
+------------------------+------------------------+-----------------------¦
¦ Емкостное ¦ до 7 ¦ от 0 до +12 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+

Налоговый учет торговли алкогольными напитками и пивом

В этом разделе мы рассмотрим налоги, которые должны уплачивать торговцы " животворной влагой", особенности их начисления, а также проиллюстрируем изложенную теорию на практике.

1. Акцизный сбор

Как в оптовой, так и в розничной торговле акцизный сбор не уплачивается, поскольку Законом Украины "Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия" от 15.09.95 г. N 329/95-ВР плательщиками акцизного сбора определены следующие лица:

- субъекты предпринимательской деятельности - украинские производители алкогольных напитков и табачных изделий, а также заказчики, по поручению которых эта продукция изготавливается на давальческих условиях;

- субъекты предпринимательской деятельности, включая предприятия с иностранными инвестициями, независимо от даты их регистрации, и граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, ввозящие алкогольные напитки и табачные изделия на таможенную территорию Украины как для собственных, так и для производственных нужд, с целью продажи или реализации на условиях комиссии и реэкспорта.

Таким образом, оптовый или даже розничный продавец будет уплачивать акцизный сбор только в случае, если он является одновременно импортером алкогольных напитков (подробно об этом читайте в газете "Все о бухгалтерском учете" N 12 за 2001 г., стр.19).

Что же касается производителей, то они не могут быть одновременно и оптовыми продавцами, поскольку, как мы отмечали в начале статьи, оптовая торговля предусматривает операции типа "купи-продай", а производитель свою продукцию не покупает, а изготавливает.

2. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

Ситуация с хмельным сбором противоположна сложившейся с акцизом: его уплачивают исключительно в торговле. В соответствии с Законом Украины "О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства" от 09.04.99 г. N 587-XIV (далее - Закон N 587) плательщиками сбора на развитие виноградарства , садоводства и хмелеводства являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчинения, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво. Производители не проводят оптовых торговых операций (им даже не нужно приобретать лицензию на оптовую торговлю - достаточно лицензии на производство). Другое дело, если предприятие-производитель открывает фирменный магазин и продает в нем алкогольные напитки или пиво конечным потребителям. Это уже является признаком розничной торговли. Дальше все просто. Фирменные магазины являются обособленными подразделами предприятия-производителя. Поэтому возможны 2 варианта:

а) если такой фирменный магазин имеет свой банковский счет, ведет отдельный бухгалтерский учет, составляет отдельный баланс, то он является плательщиком сбора;

б) во всех других случаях плательщиком является предприятие-производитель.

Такая позиция изложена и в письме Государственной налоговой администрации Украины от 14.01.2000 г. N 526/7/16-2317 "О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства" (далее - письмо N 526).

Объект обложения хмельным сбором в Законе N 587 определен как выручка, получаемая от реализации алкогольных напитков и пива в оптово-розничной торговой сети. Возникает следующий вопрос: что считать выручкой для торгового предприятия? Объем реализации в денежном измерении или разницу между ценой продажи и покупки? В последнее время по этому поводу ведутся горячие дебаты, но Государственная налоговая администрация (и, на наш взгляд, вполне законно) настаивает на уплате сбора со всего объема реализации.

Что касается даты возникновения обязательств по уплате сбора, то в нормативных документах она не установлена. Но в письме N 526 ГНАУ предлагает довольно приемлемый для предприятий способ ее определения, а именно: " Налоговые обязательства по уплате сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства возникают с момента получения средств за реализованные алкогольные напитки и пиво.

В случае реализации продукции по предоплате налоговые обязательства возникают с даты фактической отгрузки оплаченной продукции".

То есть налоговые обязательства возникают по правилу последнего события. (Подробно о хмельном сборе читайте в газете "Все о бухгалтерском учете" N 36 за 2001 год на стр.17.)

В налоговом учете суммы начисленного и уплаченного хмельного сбора относятся к валовым расходам производства и обращения (пп.5.2.5 ст.5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР (далее - Закон о прибыли).

3. Налог на прибыль и НДС

Со сложностями в начислении и уплате этих двух налогов сталкиваются только оптовые продавцы алкогольных напитков, которые обменивают свою продукцию по бартеру. Дело вот в чем. В Законе о госрегулировании установлен особый порядок уплаты акцизного сбора и НДС при проведении бартерных операций с алкогольными напитками или табачными изделиями. Там сказано: "При продаже ( других видах отчуждения) алкогольных напитков и табачных изделий в рамках бартерных (товарообменных) операций или других операций, которые не предусматривают их оплаты в денежной форме, в том числе векселями или другими видами долговых обязательств, покупатель (получатель) подакцизной продукции обязан осуществить оплату суммы акцизного сбора, включенного в цену продукции , а также налога на добавленную стоимость, начисленного на такую цену, исключительно в денежной форме". То есть продавец алкогольных напитков не имеет права полностью принять "натурой" оплату отгруженных товаров. Ею может быть оплачена только стоимость партии, без НДС и акцизного сбора. Аналогично и при оплате векселем: на сумму контракта без НДС и акцизного сбора - вексель , а на сумму этих двух налогов - денежные средства.

Такое соглашение, на наш взгляд, следует рассматривать как частичный бартер: часть алкогольных напитков обменивают на эквивалентную по стоимости партию других товаров, а остальные (на сумму НДС и акцизного сбора) продают за денежные средства. Но поскольку в нашем случае продавец не является плательщиком акцизного сбора, то его размер он знать не может и не должен, а следовательно, вышеуказанное требование касается только НДС.

Теперь выясним, как бартер отражается в налоговом учете. По товарной части контракта у продавца алкогольных напитков после отгрузки возникают валовой доход и налоговые обязательства, а после оприходования товаров, полученных от покупателя (то есть после осуществления заключительной балансирующей операции) на такую же сумму - валовые расходы и налоговый кредит по НДС (пп.11.2.3 Закона о прибыли и пп.7.5.3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР). По денежной части контракта у продавца на сумму продажи (равную сумме НДС всего контракта) возникнут налоговые обязательства и валовой доход. (Более подробно проведение бартерных операций рассмотрено в газете "Все о бухгалтерском учете" N 74 за 2000 г., стр.4.)

Минимальные цены

21 июня 2001 года Кабинет Министров Украины принял постановление N 700 " О введении минимальных цен на отечественные и импортные водку и ликероводочные изделия". Согласно ему предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, предприятия-производители независимо от формы собственности и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности не могут реализовывать в Украине указанные изделия по ценам, которые ниже приведенных в таблице 3.

Причем из названия этого постановления следует, что минимальные цены устанавливаются лишь на водку и ликеро-водочные изделия, в то время как в таблице минимальные цены установлены и для коньяка, который, как известно, не является ни водкой, ни ликеро-водочным напитком. Алкогольные напитки и минимальные цены на них приведены в таблице 3.

Таблица 3

 +---------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Код изделий ¦ Описание товара согласно ¦Минимальная цена за ¦
¦ согласно ¦ гармонизированной системе ¦ 1 литр 100 - ¦
¦Гармонизированной¦ описания и кодирования товаров ¦ процентного спирта,¦
¦ системе ¦ ¦грн.оптово-отпускная¦
¦ описания и ¦ ¦ розничная ¦
¦ кодирования ¦ ¦ ¦
¦ товаров ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------------------------+--------------------¦
¦ 22.08 30 - ¦ виски, ром и тафия, джин и ¦ 24,85 ¦ 27,34 ¦
¦ 22. 08 90190 ¦ можжевеловая настойка, прочие ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------------------------+-----------+--------¦
¦ ¦ напитки ароматические горькие с ¦ ¦ ¦
¦ 22.08 10100 ¦ содержанием спирта по объему от ¦ 24,85 ¦ 27,34 ¦
¦ ¦ 44,2 до 49,2 процента ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------------------------+-----------+--------¦
¦ ¦ крепкие спиртные напитки (в том ¦ ¦ ¦
¦ ¦ числе коньяк, бренди), полученные в¦ ¦ ¦
¦ 22.08 20 ¦ результате дистилляции (перегона) ¦ 24,85 ¦ 27,34 ¦
¦ ¦ виноградного вина или выжимок ¦ ¦ ¦
¦ ¦ винограда ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------------------------+-----------+--------¦
¦ 22.08 90310 - ¦ водка; сливовая, грушевая или ¦ ¦ ¦
¦ 22.08 90390 ¦ вишневая спиртовая настойка (кроме ¦ 24,85 ¦ 27,34 ¦
¦ ¦ ликеров) ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------------------------+-----------+--------¦
¦ 22.08 90510 - ¦ прочие спиртные напитки, ликеры и ¦ 24,85 ¦ 27,34 ¦
¦ 22.08 90790 ¦ другие алкогольные напитки ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

Как видите, оптовая цена поллитровой бутылки, скажем, водки не может быть ниже 4,97 грн., а розничная - 5,47. Хорошо, хоть цены на вино и пиво никак не ограничены. Ну и самое главное: минимальные цены на указанные товары действуют только до 31 декабря 2001 года.

Что же это все значит для торгового предприятия? Прежде всего необходимость инвентаризации остатков продукции, которая реализовывалась по ценам, ниже минимальных. Далее эти предприятия должны будут провести дооценку инвентаризованных товаров. Как это сделать, мы рассмотрим ниже.

Бухгалтерский учет

Сначала перечислим операции, которые мы будем рассматривать в разделе бухучета:

1. Реализация оптом.

2. Реализация в розницу.

3. Реализация по бартеру.

4. Дооценка алкогольных напитков до уровня минимальных цен. Пример 1: оптовая торговля Предприятие приобрело 100 тыс. бутылок водки "Зверская" по цене 6 грн. за бутылку (в т.ч. НДС - 1 грн.). В текущем месяце одному покупателю было реализовано 60 тыс. бутылок этого напитка по цене 9 грн. Причем сначала предприятие получило предоплату за 50 тыс. бутылок, а после отгрузки от покупателя поступают деньги еще за 5 тыс. бутылок. 5 тыс. бутылок на конец месяца остаются неоплаченными. Бухгалтерские проводки и налоговый учет приведены в таблице 4.

Таблица 4

 +-------------------------------------------------------------------------+
¦N ¦ ¦Корреспонден- ¦Сумма, ¦ Налоговый учет ¦
¦п/п¦ Содержание операции ¦ ция счетов ¦ грн. ¦ ¦
¦ ¦ +--------------¦ +-----------------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ ВД ¦ ВР ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ 1 ¦ Получена от продавца водка ¦ 281 ¦ 631 ¦500000 ¦ - ¦ 500000 ¦
¦ ¦ (100 тыс.бут.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ 2 ¦ Отражен налоговый кредит по¦ 641 ¦ 631 ¦100000 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ 3 ¦ Оплачена водка продавцу ¦ 631 ¦ 311 ¦600000 ¦ - ¦ - ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ 4 ¦ Получена предоплата от ¦ 311 ¦ 681 ¦450000 ¦375000 ¦ - ¦
¦ ¦покупателя (за 50 тыс.бут.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ 5 ¦ Отражены налоговые ¦ 643 ¦ 641 ¦ 75000 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ обязательства по НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ 6 ¦Отгружены товары покупателю ¦ 361 ¦ 702 ¦540000 ¦75000 ¦ - ¦
¦ ¦ 60 тыс.бут.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ ¦ Отражены налоговые ¦ ¦ ¦ 15000 ¦ - ¦ - ¦
¦ 7 ¦обязательства по НДС (на 10 ¦ 702 ¦ 641 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ тыс.бут.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ ¦ Отнесены на реализацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8 ¦налоговые обязательства по ¦ 702 ¦ 643 ¦ 75000 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦НДС (50 тыс.бут.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ 9 ¦ Получена от покупателя ¦ 311 ¦ 361 ¦ 45000 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ оплата за 5 тыс.бут. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ 10¦ Зачислен полученный аванс ¦ 681 ¦ 361 ¦450000 ¦ - ¦ - ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ 11¦ Списана себестоимость ¦ 902 ¦ 281 ¦300000 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ реализованных товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ ¦ Начислен сбор на развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦виноградарства садоводства и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 12¦ хмелеводства (за 55 тыс. ¦ 92 ¦ 642 ¦ 4950 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ отгруженных и оплаченных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ бутылок) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ ¦ Списан на финансовый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 13¦ результат доход от ¦ 702 ¦ 791 ¦ 450000¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ реализации водки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ 14¦ Списана себестоимость ¦ 791 ¦ 902 ¦ 300000¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ реализованной водки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ 15¦ Списаны административные ¦ 791 ¦ 92 ¦ 4950 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+-------+------+-------+-------+---------¦
¦ ¦Перечислен в бюджет сбор на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 16¦ развитие виноградарства, ¦ 642 ¦ 311 ¦ 4950 ¦ - ¦ 4950 ¦
¦ ¦ садоводства и хмелеводства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------------+

Пример 2: розничная торговля

Предприятие закупило 500 бутылок водки и 100 бутылок коньяка по ценам, соответственно, 9 и 18 грн. В текущем месяце реализовано 100 бут. водки по цене 12 грн. (в т.ч. НДС - 2 грн.) и 30 бут. коньяка по цене 24 грн. (в т.ч. НДС - 4 грн.). Бухгалтерские проводки и налоговый учет приведены в таблице 5.

Таблица 5

 +--------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦Корреспонденция¦ Сумма,¦Налоговый ¦
¦ N ¦ Содержание операций ¦ счетов ¦ грн. ¦ учет ¦
¦п/п¦ +---------------¦ +----------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ ВД ВР¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+----------¦
¦ ¦ Перечислена поставщику предоплата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1 ¦ за 500 бут. водки и 100 бут. ¦ 631 ¦ 311 ¦ 6300 ¦ - ¦5250¦
¦ ¦ коньяка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦ 2 ¦ Отражена сумма налогового кредита ¦ 641 ¦ 644 ¦ 1050 ¦ - ¦ - ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦ 3 ¦ Оприходованы товары на склад ¦ 281 ¦ 631 ¦ 5250 ¦ - ¦ - ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦ 4 ¦ Отражены налоговые расчеты по НДС ¦ 644 ¦ 631 ¦ 1050 ¦ - ¦ - ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦ 5 ¦ Переданы коньяк и водка в ¦ 282 ¦ 281 ¦ 5250 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ розничную торговую сеть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦ 6 ¦ Начислена торговая наценка ¦ 282 ¦ 285 ¦ 3150 ¦ - ¦ - ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦ 7 ¦ Отражена выручка от реализации ¦ 301 ¦ 702 ¦ 1200 ¦1000 ¦ - ¦
¦ ¦ водки (100 бут.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦ 8 ¦ Отражена выручка от реализации ¦ 301 ¦ 702 ¦ 720 ¦ 600 ¦ - ¦
¦ ¦ коньяка (30 бут.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦ 9 ¦ Отражены налоговые обязательства ¦ 702 ¦ 641 ¦ 320 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ по НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦ ¦ Начислен сбор на развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10 ¦ виноградарства, садоводства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ хмелеводства (за 130 реализованных¦ 642 ¦ 92 ¦ 19,2 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ бутылок) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦11 ¦ Отражена себестоимость ¦ 902 ¦ 282 ¦ 1200 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ реализованных напитков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦12 ¦ Списана торговая наценка методом ¦ 282 ¦ 285 ¦ 720 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ "красного сторно" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦13 ¦ Списан на финансовый результат ¦ 702 ¦ 791 ¦ 1600 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦доход от реализации водки и коньяка¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦14 ¦ Списана на финансовый результат ¦ 791 ¦ 902 ¦ 1200 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ себестоимость реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦15 ¦ Списаны административные расходы ¦ 791 ¦ 92 ¦ 19,2 ¦ - ¦ - ¦
+---+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----+----¦
¦ ¦ Перечислен в бюджет сбор на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦16 ¦ развитие виноградарства, ¦ 642 ¦ 311 ¦ 19,2 ¦ - ¦19,2¦
¦ ¦ садоводства и хмелеводства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------------------------+

Средний процент торговой наценки: (3150 грн. : 8400 грн.) х 100% = 37,5%, где 8400 грн. - розничная, продажная стоимость товаров.

Сумма торговой наценки на реализованные товары: (1920 грн. х 37,5%) : 100 = 720 грн., где 1920 грн. - продажная стоимость реализованных товаров. Пример 3: бартер Предприятие продает по бартеру 10 тыс. бутылок водки. Цена одной бутылки 12 грн. , в т.ч. НДС - 2 грн. Контрагент отгружает предприятию на 100 тыс. грн. товар , а 20 тыс. грн. перечисляет деньгами. Учетная стоимость водки - 90 тыс. грн.

Операцию мы рассмотрим как частичный бартер. То есть 8333 бутылки стоимостью 99996 грн. (в т.ч. НДС - 16666 грн.) предприятие обменивает на товар "А" такой же стоимости. А остальная стоимость водки - 20004 грн. (в т.ч НДС - 3334 грн.) перечисляется покупателем деньгами за 1667 бутылок.

При бартере возможен такой вопрос: когда возникают налоговые обязательства по хмельному сбору, если средства (денежные) в оплату отгруженных алкогольных напитков и пива не поступают вообще? В этом случае оплатой следует считать встречную поставку товара контрагентом и начислять сбор только после нее, а если контрагент первым поставляет свой товар, сбор начисляется после того, как вы проведете отгрузку. Бухгалтерские проводки и налоговый учет приведены в таблице 6. Таблица 6

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦Корреспонденция¦ Сумма, ¦ Налоговый ¦
¦п/п¦ Содержание операции ¦ счетов ¦ грн. ¦ учет ¦
¦ ¦ +---------------¦ +-------------¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ ВД ¦ ВР ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦ 1 ¦ Отгружена водка покупателю ¦ 361 ¦ 702 ¦ 120000 ¦100000 ¦ - ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦ 2 ¦Отражены налоговые обязательства ¦ 702 ¦ 641 ¦ 20000 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ по НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦ ¦ Получены от покупателя денежные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3 ¦ средства в оплату "денежной" ¦ 311 ¦ 361 ¦ 20004 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ части контракта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦ 4 ¦ Отражена себестоимость ¦ 902 ¦ 281 ¦ 90000 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ реализованной водки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦ 5 ¦Получен от покупателя товар "А" в¦ 281 ¦ 631 ¦ 83330 ¦ - ¦83330¦
¦ ¦ оплату товарной части контракта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦ 6 ¦Отражен налоговый кредит по НДС ¦ 641 ¦ 631 ¦ 16666 ¦ - ¦ - ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦ 7 ¦ Проведен зачет обязательств ¦ 631 ¦ 361 ¦ 99996 ¦ - ¦ - ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦ ¦ Начислен сбор на развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8 ¦ виноградарства, садоводства и ¦ 92 ¦ 642 ¦ 1200 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ хмелеводства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦ 9 ¦ Списан на финансовый результат ¦ 702 ¦ 791 ¦ 100000 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ доход от реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦10 ¦Списана себестоимость реализации ¦ 791 ¦ 902 ¦ 90000 ¦ - ¦ - ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦11 ¦ Списаны административные расходы¦ 791 ¦ 92 ¦ 1200 ¦ - ¦ - ¦
+---+---------------------------------+-------+-------+--------+-------+-----¦
¦ ¦ Перечислен сбор на развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12 ¦ виноградарства, садоводства и ¦ 642 ¦ 311 ¦ 1200 ¦ - ¦1200 ¦
¦ ¦ хмелеводства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Пример 4: дооценка товаров до минимальной цены

В розничном продаже у предприятия находится 800 бутылок водки по цене 4, 8 грн. В связи со вступлением в силу постановления N 700 водку необходимо дооценить до 5,47 грн. Закупочная цена водки - 3,6 грн., в т.ч. НДС - 0,6 грн.

Стоимость приобретения водки без НДС составит 2400 грн. (цена без НДС одной бутылки - 3,6 грн. - 0,6 грн. = 3 грн; 3 грн. х 800 = 2400 грн.).

Цена реализации водки до дооценки - 3840 грн. (4,8 грн. х 800). Торговая наценка до дооценки - 1440 грн. (3840 грн. - 2400 грн.). Стоимость 800 бутылок по минимальной цене 4376 грн. - (5,47 грн. х 800). Таким образом, партию водки необходимо дооценить на 536 грн. ( 4376 грн. - 3840 грн.). На эту сумму делают бухгалтерскую проводку Дт 282 "Товары в торговли" Кт 285 "Торговая наценка".

А вот оптовым продавцам, которые не ведут учета по ценам продажи, проводить дооценку не имеет смысла, главное - не продавать алкогольные напитки дешевле установленной минимальной цены.

* Государственная система сертификации продукции.

** Под слабоалкогольными напитками здесь имеется в виду именно пиво, ведь в УКТВЭД пиво классифицируют как алкогольный напиток.

*** Органолептика - исследование, изучение качества чего-либо органами чувств (зрением, обонянием и пр.).

**** Кег - от. англ. keg - маленькая бочка емкостью до 10 галлонов (45,4 литра).

"Все о бухгалтерском учете", N 74 (620), 10 августа 2001 г.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Вiвторок, 16.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС