Документ : Ответственность за уклонение от уплаты налогов: знакомимся с новым Уголовным кодексом Украины


Ответственность за уклонение от уплаты налогов:
знакомимся с новым Уголовным кодексом Украины

Наша газета дважды публиковала статьи, посвященные Уголовному кодексу Украины, вступившему в силу с 1 сентября 2001 года (см. газету "Все о бухгалтерском учете" за 25.07 с.г. N 68 и за 03.09 с.г. N 80). Хотя бы поэтому можно с уверенностью предположить, что наши читатели знают: сейчас действует новый, кардинально обновленный Уголовный кодекс Украины Обновление не обошло стороной и весьма популярную в налоговых кругах статью, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей В утратившем силу Уголовном кодексе Украины образца 1960 года (далее - УК-60) она числилась под номером 1482, в действующем Уголовном кодексе Украины ( далее - УК Украины) - это статья 212 Название статьи осталось неизмененным - "Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей" (далее - уклонение от уплаты налогов). Содержание же заметно изменилось.

Но прежде чем рассказывать о произошедших изменениях, отметим характерную особенность этой статьи, позволяющую говорить о специфике ее применения.

Общеизвестно, что важнейшим критерием уголовной ответственности является вина лица, совершившего преступление УК-60 предусматривал вину в двух формах:

- в форме умысла, то есть когда лицо, совершившее преступление, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий;

- в форме неосторожности, то есть когда лицо, совершившее преступление, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В действующем У К Украины виды вины и ее формы расширены и содержатся в специальном разделе V. Вина законодательно определяется как психическое отношение лица к совершаемому действию или бездействию и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. УК Украины делит умысел на прямой и косвенный:

- прямой умысел - если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления;

- косвенный умысел - если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и хотя не желало, но сознательно допускало их наступление.

Вина в форме неосторожности законодательно также может быть воплощена в двух видах:

- один вид - преступная самоуверенность, то есть если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния (действия или бездействия), но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение;

- другой вид - преступная небрежность, то есть если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния (действия или бездействия), хотя должно было и могло их предвидеть.

Обратим внимание, что и УК-60, и УК Украины содержат идентичное понятие прямого умысла. Вполне естественно, уважаемые читатели, у вас может возникнуть вопрос1 почему столько внимания уделяется формам вины лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 212 УК Украины, - уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей?

В самом начале настоящей публикации мы писали о том, что применение рассматриваемой статьи имело и имеет весьма и весьма специфическую особенность. Она заключается в том, что в деяниях лица, уклоняющегося от уплаты налогов, должен присутствовать прямой умысел на совершение такого преступления, то есть лицо должно сознательно уклоняться от уплаты налогов, предвидя последствия (непоступление определенных средств в бюджеты разных уровней и государственные целевые фонды) и желая, чтобы такие средства туда не поступили Иными словами, лицо не хотело и не собиралось платить налоги, сборы и другие обязательные платежи. Это мнение не только автора. Существует постановление Пленума Верховного Суда Украины "О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей" от 26.03.99 г. N 5 (см. "Вісник Верховного Суду України" за 1999 г. N 3 (13). В нем записано, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей наступает:

- во-первых, если они установлены Законом Украины "О системе налогообложения" (абз.1 п.2 );

- во-вторых, "только в том случае, если оно (преступление) совершено с прямым умыслом". Ибо статьей 212 (ранее - 148-2) УК Украины предусмотрена уголовная ответственность не за сам факт неуплаты в установленный срок налогов, сборов, других обязательных платежей, а за умышленное уклонение от их уплаты" (абз. абз 1,2 п.З). Напомним читателям, что в соответствии с Законом Украины от 05.06.81 г. "О судоустройстве" (в редакции на дату опубликования статьи) в полномочия Пленума Верховного Суда Украины входит дача "разъяснения судам по вопросам применения законодательства". Поэтому еще в стадии расследования уголовного дела, возбужденного по признакам ст.212 УК Украины, необходимо учитывать руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины. В противном случае при судебном рассмотрении таких дел вина лица в уклонении от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей не найдет своего подтверждения со всеми вытекающими из этого последствиями. Наверное, именно поэтому статистика возбужденных за уклонение от уплаты налогов уголовных дел и количество лиц, осужденных за такие преступления, разнится в десятки раз.

Определив и поняв, что для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов необходим прямой умысел лица, совершившего преступление, перейдем, уважаемые читатели, непосредственно к изменениям, коснувшимся рассматриваемой статьи (УК-60 - ст.148-2, Уголовный кодекс Украины - ст.212).

Новая редакция статьи состоит из четырех частей (ранее - из трех). В части первой статьи нормативно за креплено условие, уголовную ответственность влечет уклонение от уплаты исключительно тех налогов, сборов и других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения и введены в установленном действующим законодательством порядке. Ею же, частью первой ст.212 УК Украины, определены субъекты уголовной ответственности:

- должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности;

- субъекты предпринимательской (а не хозяйственной) деятельности без образования юридического лица;

- иные лица, обязанные платить налоги (например, работающие по найму на основании трудовых договоров, заключенных непосредственно с гражданами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности).

При этом обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является, как и ранее, фактическое непоступление средств в бюджеты и государственные целевые фонды в значительных размерах(I).

Второй частью статьи, как и ранее, установлена уголовная ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов по предварительному сговору группы лиц(II), если это привело к фактическому (это - новинка) непоступлению в бюджеты и государственные целевые фонды денежных средств в крупных размерах(III).

Частью третьей этой статьи предусмотрена уголовная ответственность за:

- повторное умышленное уклонение от уплаты налогов лица, ранее судимого по ч.1 или ч.2 ст.212 УК Украины;

- независимо от предыдущей судимости - за умышленное уклонение от уплаты налогов, если это привело к фактическому непоступлению в бюджеты и государственные целевые фонды денежных средств в особо крупных размерах(IV).

Совершенно новой является часть четвертая ст.212 УК Украины. Она содержит категорическое законодательное предписание физическое лицо, совершившее впервые, без предварительного сговора, уголовно наказуемое деяние - умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей в размерах, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 этой статьи (от 17000 грн. до 84999,99 грн.), освобождается от уголовной ответственности. Но при одном обязательном условии: если до привлечения к уголовной ответственности (до осуждения) такое лицо погасило (уплатило) задолженность по налогам, сборам, обязательным платежам, а также возместило нанесенный государству несвоевременной уплатой ущерб, выраженный в виде финансовых санкций и пени.

Заметно изменились санкции за совершение уголовного преступления умышленного уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей. Эти изменения представлены в приведенной ниже таблице.

Таблица

+----------------------------------------------------------------------------+
¦Часть ¦Мера наказания ¦
¦статьи+---------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦Статья 148-2 УК-60 ¦Статья 212 Уголовного кодекса
¦ ¦ ¦Украины ¦
+------+--------------------------------+------------------------------------¦
¦Часть ¦Основные наказания: ¦Основные наказания(V): ¦
¦1 ¦- исправительные работы на срок ¦- штраф от трехсот (5100 грн.) ¦
¦ ¦до 2-х лет; ¦до пятисот (8500 грн.) не облагаемых¦
¦ ¦- лишение права занимать ¦налогом минимумов доходов граждан; ¦
¦ ¦определенные должности или ¦- лишение права занимать ¦
¦ ¦заниматься определенной ¦определенные должности на срок до ¦
¦ ¦деятельностью на срок до 3-х ¦3-х лету(VI); ¦
¦ ¦лет; ¦- лишение права заниматься ¦
¦ ¦- штраф в размере до трехсот ¦определенной деятельностью(VII) ¦
¦ ¦(5100 грн.) не облагаемых ¦на срок до 3-х лет ¦
¦ ¦налогом минимумов доходов ¦ ¦
¦ ¦граждан ¦ ¦
+------+--------------------------------+------------------------------------¦
¦Часть ¦Основные наказания: ¦Основные наказания(V): ¦
¦2 ¦- лишение свободы на срок до ¦- штраф в размере от пятисот (8500 ¦
¦ ¦5-ти лет; ¦грн.) до двух тысяч (34000 грн.) не ¦
¦ ¦- исправительные работы на срок ¦облагаемых налогом минимумов ¦
¦ ¦до 2-х лет; ¦доходов граждан; ¦
¦ ¦- штраф в размере до одной ¦- исправительные работы(VlII) на ¦
¦ ¦тысячи (17000 грн.) не ¦срок до 2-х лет; ¦
¦ ¦облагаемых налогом минимумов ¦- ограничение свободы(IX) на срок ¦
¦ ¦доходов граждан ¦до 5-ти лет ¦
¦ +--------------------------------+------------------------------------¦
¦ ¦Дополнительные наказания (при ¦Дополнительные наказания(X): ¦
¦ ¦осуждении к лишению свободы): ¦- лишение права занимать ¦
¦ ¦- лишение права занимать ¦определенные должности(XI) или ¦
¦ ¦определенные должности или ¦заниматься определенной ¦
¦ ¦заниматься определенной ¦деятельностью(XII) на срок до 3-х ¦
¦ ¦деятельностью на срок до 3-х ¦лет ¦
¦ ¦лет; ¦ ¦
¦ ¦- конфискация имущества (или ¦ ¦
¦ ¦без конфискации) ¦ ¦
+------+--------------------------------+------------------------------------¦
¦Часть ¦Основные наказания: ¦Основные наказания(V): ¦
¦3 ¦- лишение свободы на срок от ¦- лишение свободы(XIII) на срок ¦
¦ ¦5-ти до 10-ти лет ¦от 5-ти до 10-ти лет ¦
¦ +--------------------------------+------------------------------------¦
¦ ¦Дополнительные наказания: ¦Дополнительные наказания(X): ¦
¦ ¦- конфискация имущества; ¦- конфискация имущества; ¦
¦ ¦- лишение права занимать ¦- лишение права занимать ¦
¦ ¦определенные должности или ¦определенные должности(XI) или ¦
¦ ¦заниматься определенной ¦заниматься определенной ¦
¦ ¦деятельностью на срок до 5-ти ¦деятельностью(XII) на срок до 3-х ¦
¦ ¦лет ¦лет ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Как видно из приведенной на стр 30 таблицы, санкции за совершение преступлений, предусмотренных ч.ч.1 и 2 ст.212, стали менее репрессивными и более материальными.

Обратим внимание наших читателей на следующее. Частью первой ст.58 Конституции Украины предусмотрено, что законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность, в том числе и уголовную, физического лица. В силу этой конституционной нормы уголовные дела по обвинению в уклонении от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, находящиеся в судах общей юрисдикции по состоянию на 1 сентября с г, подлежат рассмотрению с учетом нового УК Украины. Например, лицо, совершившее преступление, предусмотренное ч.1 ст.212 УК Украины, не может быть приговорено к исправительным работам, также как и штраф, наложенный на него, не может превышать одной тысячи (17000 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

_______________________

(I) Применительно к этой статье значительным размером являются суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в тысячу (17000 грн.) и более раз (до 50999,99 грн.) превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

(II) Преступление признается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если его совместно совершили несколько лиц (два или более), которые заранее, то есть до начала преступления, договорились о совместном его совершении.

(III) Применительно к этой статье крупным размером являются суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в три тысячи (51000 грн) и более раз (до 84999,99 грн.) превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

(IV) Применительно кэтой статье особо крупными размерами являются суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в пять тысяч раз (85000 грн.) и более превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан

(V) За одно преступление может быть назначено только одно основное наказание, предусмотренное в санкции статьи.

(VI) Лишение права занимать определенные должности может быть назначено как основное наказание на срок от двух до пяти лет.

(VII) Лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено как основное наказание на срок от двух до пяти лет.

(VIII) Наказание в виде исправительных работ устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет и отбывается по месту работы осужденного. Из суммы заработка осужденного к исправительным работам проводится отчисление в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати процентов.

(IX) Наказание в виде ограничения свободы заключается в содержании лица в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора с обязательным привлечением осужденного к труду. Ограничение свободы устанавливается на срок от одного года до пяти лет.

(X) К основному наказанию может быть присовокуплено одно или несколько дополнительных наказаний.

(XI) Лишение права занимать определенные должности может быть назначено как дополнительное наказание на срок от одного года до трех лет.

(XII) Лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено как дополнительное наказание на срок от одного года до трех лет.

(XIII) Наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного и помещении его на определенный срок в уголовно исполнительное учреждение.

"Все о бухгалтерском учете" N 85 (631) от 14 сентября 2002 г.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Четвер, 28.03.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС