Документ : Налогообложение деятельности дилерского центра по подключению к мобильной связи
Налогообложение деятельности дилерского центра по подключению к мобильной связи
ВОПРОС: Наше предприятие заключило с оператором мобильной связи субдилерский договор, по которому подключает клиентов (юридических и физических лиц) к сети оператора. За проделанную работу мы получаем от него вознаграждение за каждого клиента. Нужно ли нам начислять НДС на сумму пенсионного сбора в составе авансового взноса ? Подскажите, как отразить такие операции в налоговом учете?
ОТВЕТ: Самая большая неопределенность у Вас возникаете НДС. Дело втом, что договор, который Вы называете субдилерским (еще говорят - "дилерский"), по своей правовой сущности - договор поручения. Откроем ст. 1000 Гражданского кодекса Украины: "По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия". При этом правочин, совершенный поверенным, создает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности доверителя". Данной формулировке полностью соответствует услуга дилера. Он от имени оператора заключает с клиентом договор на предоставление услуг мобильной связи, после чего у оператора появляются гражданские права и обязанности. Итак, поручение.
Какова специфика начисления налога на добавленную стоимость у поверенного, объяснено в п. 4.7 Закона о НДС: "В случаях, если налогоплательщик осуществляет деятельность по продаже товаров, полученных в пределах договоров... поручения ...других гражданско-правовых договоров, которые уполномочивают такого налогоплательщика (далее - комиссионера) осуществлять продажу товаров от имени и по поручению другого лица (далее - комитента) без передачи права собственности на такие товары, базой налогообложения является продажная стоимость этих товаров, определенная в порядке, установленном настоящим Законом. Датой увеличения налоговых обязательств комиссионера является дата, определенная по правилам, установленным п. 7.3 настоящего Закона, а датой увеличения суммы налогового кредита комиссионера является дата перечисления денежных средств в пользу комитента или предоставления последнему других видов компенсации стоимости указанных товаров. При этом датой увеличения налоговых обязательств комитента является дата получения денежных средств или других видов компенсации стоимости товаров от комиссионера". Ничего нового. Так работает вся комиссионная торговля. Но у вас положение более щекотливое, и вот почему. Обратим внимание на слово "товары" в процитированном отрывке: "деятельность по продаже товаров...", "... без передачи права собственности на такие товары..." Следовательно, описанный порядок возникновения налоговых обязательств и налогового кредита действует, только если поверенный (комиссионер) торгует товарами. Дилер же никаких товаров клиенту не реализует: он заключает с ним договор для оператора. Из этого мы делаем вывод: при работе по договору поручения с оператором мобильной связи п. 4.7 Закона о НДС не применяют.
Как же тогда учитывать операции по подключению клиентов? Да очень просто. НДС начисляют не в специальном, а в общем порядке. И поскольку поступающие от будущих абонентов суммы авансового взноса для поверенного - транзитные средства, они не соответствуют определению объекта обложения НДС. Напомним: им являются операции плательщика по продаже товаров (работ, услуг) (ст. 3 Закона о НДС). В нашей ситуации поверенный действительно продает услуги. Но не клиенту, а доверителю, т. е. оператору. А вот вознаграждение за них поверенному как раз надо облагать НДС. Услуги же подключения и непосредственно услуги связи предоставляет клиенту оператор (опосредованно). Стало быть, именно последний должен оформлять налоговую накладную на сумму НДС в составе авансового взноса на имя клиента. При этом налоговые обязательства у оператора возникнут по первому событию, которым может быть:
- либо получение от поверенного документа, подтверждающего подключение (обычно подобные сведения сбрасывают по факсу в режиме реального времени, что позволяет в сжатые сроки оформить на реквизиты клиента налоговую накладную);
- либо перечисление поверенным денег за подключение.
Если же подключается частное лицо, которому налоговая накладная нужна, как осьминогу калькулятор, ситуация вообще упрощается до предела, так как оператору нет надобности морочиться с бумагами.
Теперь самое время разобраться с пенсионным сбором. Мы говорили, что пользователи мобильной связи платят его оператору, когда рассчитываются за услуги. А тот уже перечисляет пенсионный сбор в Пенсионный фонд. Причем в п. 9 ст. 2 Закона о пенсионном сборе уточнено, что его, кроме прочего, начисляют на "сумму страхового задатка, аванса, стоимость других специальных услуг, указанных в счете на оплату услуг сотовой мобильный связи". Т.е. на стартовый платеж пенсионный начисляют в полном объеме.
Составляющих у стартового платежа три:
1) авансовый взнос (без НДС и пенсионного сбора);
2) пенсионный сбор (6% от авансового взноса);
3) НДС (20% от авансового взноса).
Получается, сумма НДС в составе стартового платежа не будет равняться 1/6 от него. Ведь и пенсионный сбор, и НДС начисляют на одну и ту же базу, но не друг на друга. Строго говоря, пенсионный даже и в цену не входит, и операторы (можете проверить) стараются сообщать тарифы с НДС, но без пенсионного. Потому что последний - налог на потребление, который оператор всего лишь уполномочен перечислить в пенсионный фонд. К тарифам за мобильную связь пенсионный сбор прямого отношения не имеет. Но ближе к телу. Поверенный (дилер), заключив с клиентом договор на подключение, налоговых обязательств по НДС у себя не отражает и, перечислив деньги доверителю (оператору), налогового кредита не показывает. Поскольку договор на предоставление услуг связи фактически заключают между собой клиент и оператор, задумываться о пенсионном сборе поверенному вообще нет смысла. Его задача проста: есть стартовый взнос в X грн. В том числе НДС - Y грн., пенсионный сбор - Z грн. Эти три величины он и впишет в договор, счет и пробьет по кассовому аппарату (если за наличные). А о том, какой налог на что начисляют, пусть болит голова у оператора. Поверенному это не важно.
И, кстати, о кассовом аппарате. Поверенный подключает клиентов и берет страховой платеж наличными? Значит, понадобится РРО. Ибо ст. 3 Закона о РРО свидетельствует: "Субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют расчетные операции ... при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере... услуг обязаны: проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций". А так как расчетной именуют операцию "приема от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг)", отвертеться от РРО поверенному не удастся. Единственная проблема - в чеке должна быть пробита сумма НДС, которая в итоге попадет в Отчет об использовании РРО. Но ведь, как мы уже сообщали, НДС не имеет к поверенному никакого отношения. Налог начислил оператор, у него данная сумма увеличит налоговые обязательства и окажется в декларации по НДС. А поверенный в свою декларацию впишет лишь сумму НДС со стоимости вознаграждения, полученного от оператора. Таким образом, у поверенного налицо несоответствие между сумами НДС в Отчете об использовании РРО и в декларации по НДС. Впрочем, на реплику проверяющего: "Мол, не соответствует", - можно ответить фразой из популярной ныне рекламы: "Ну то й що?" Действительно, не соответствует. Ну и ради бога! Что с того, что в Отчете по РРО красуется огромная сумма полученного вами НДС, а в декларации по НДС ее нет? НДС-то не ваш. И по Закону о НДС вы не обязаны его платить. Однако должны его указать в чеке РРО и в отчете. Что вы и сделали, соблюдая тем самым законодательство. Точка.
Рассмотрим пример. Предприятие "Фарфоровый дождь" заключило с оператором мобильной связи дилерский договор, по которому за каждого подключенного клиента получит вознаграждение в 90 грн. (в т. ч. НДС - 15 грн.). Стартовый взнос -500грн. (в т. ч. НДС -79,37 грн. и пенсионный сбор - 23,81 грн.). За месяц было заключено 10 договоров на общую сумму 5000 грн. Все подключения были проведены за наличные. В конце месяца деньги перечислили оператору и получили свое вознаграждение-900грн. (в т.ч. НДС - 150 грн.). Бухгалтерские проводки приведены в таблице.
Таблица
№ п/п |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, грн. %! |
Налоговый учет |
Дт |
Кт |
ВД |
ВР |
1 |
Получены от клиентов наличные деньги за подключения |
301 |
703 |
5000 |
- |
- |
2 |
Отражена задолженность перед оператором |
703 |
685 |
5000 |
- |
- |
3 |
Наличные деньги зачислены на расчетный счет |
311 |
301 |
5000 |
- |
- |
4 |
Перечислены деньги оператору |
685 |
311 |
5000 |
- |
- |
5 |
Подписан акт выполненных работ |
361 |
703 |
900 |
750 |
- |
6 |
Отражено налоговое обязательство по НДС |
703 |
641 |
150 |
- |
- |
7 |
Получено вознаграждение от оператора |
311 |
361 |
900 |
- |
- |
Список использованных нормативно-правовых актов:
1. Закон о телекоммуникациях - Закон Украины "О телекоммуникациях" от 18.11.03 г. № 1280-IV.
2. Закон о пенсионном сборе - Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.
3. Законе НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
4. Закон о РРО - Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
5. Порядок № 1740 - Порядок уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 03.11.98 г. № 1740.
“Все о бухгалтерском учете”, № 61 (972), 1 июля 2004 г.
|