Документ : Как срубить опасное дерево
Как срубить опасное дерево
ВОПРОС: Рядом со складом нашего предприятия стоит старый тополь, который в любой момент может рухнуть на здание. Мы хотим спилить этот тополь. Нужно ли нам для этого получать какое-то разрешение?
ОТВЕТ: Общие требования в отношении охраны и содержания зеленых насаждений установлены статьей 28 Закона Украины “О благоустройстве населенных пунктов” от 06.09.2005 г. № 2807-IV. В соответствии с п. 3 указанной статьи удаление деревьев, кустарников, газонов и цветников осуществляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.
Поэтому обратимся к Порядку удаления деревьев, кустарников, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденному Постановлением КМУ от 01.08.2006 г. № 1045 (далее - Порядок). В пункте 2 этого документа перечислены все случаи, когда осуществляется удаление зеленых насаждений:
1) реализация генерального плана развития населенного пункта;
2) реконструкция или капитальный ремонт объекта благоустройства;
3) снос аварийных, сухостойных и фаутных (то есть поврежденных) деревьев, а также самосейных и порослевых деревьев с диаметром корневой шейки не более 5 см;
4) ликвидация аварийной ситуации на инженерных сетях населенного пункта;
5) восстановление светового режима в жилом помещении, которое затеняется деревьями;
6) проведение ремонтных и эксплуатационных работ в охраняемой зоне воздушных линий электропередач, на трансформаторной подстанции и распределительном пункте системы энергоснабжения, сети водо-, теплоснабжения и водоотведения, телекоммуникационной и кабельной электросети;
7) достижение деревом возрастного предела;
8) проведение хозяйственной деятельности на территории рассадников по выращиванию декоративных деревьев и кустов;
9) ликвидация последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации.
Очевидно, что ваш случай в этот перечень вписывается. Поэтому для удаления аварийного дерева вам нужно обратиться с заявлением в исполком городского (поселкового, сельского) совета. В течение трех дней должна быть создана комиссия из представителей заявителя, собственника земельного участка (землепользователя), исполкома, а также других заинтересованных организаций.
Эта комиссия в пятидневный срок определяет состояние зеленых насаждений и составляет акт обследования в четырех экземплярах, который затем передается для согласования в территориальный орган Минприроды (образец такого акта утвержден приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 09.09.2006 г. № 302). На согласование отводится еще 3 дня, после чего комиссии возвращаются три экземпляра согласованного акта: для заявителя, собственника (пользователя) участка и для самой комиссии.
Не исключено, что от вас могут потребовать оплатить восстановительную стоимость зеленых насаждений. Заметим, что подобные требования незаконны, так как в соответствии с п. 6 Порядка такая плата взимается только в случае реализации генерального плана развития населенного пункта. К вам это, безусловно, отношения не имеет.
По общему правилу заключительным “бумажным” этапом является получение ордера на удаление зеленых насаждений, который выдает исполком на основании акта обследования и своего решения (образец ордера утвержден тем же приказом Минстроя № 302). И ситуация здесь не совсем понятна.
С одной стороны, ордер выдается не позднее следующего рабочего дня после представления заявителем документа об оплате восстановительной стоимости зеленых насаждений, подлежащих удалению. С другой стороны, такая оплата требуется только в одном случае, о котором мы говорили выше. То есть не вполне понятно, должен ли ордер выдаваться только в “оплатном” случае и как быть тем заявителям, у которых оплата восстановительной стоимости не предусмотрена. Достаточно ли им будет решения исполкома?
К счастью, в вашей конкретной ситуации таких проблем не предвидится - вам ордер не нужен. Согласно п. 7 Порядка удаление аварийных, сухостойных и фаутных деревьев осуществляется на основании акта обследования. Расходы по удалению таких деревьев возлагаются на балансодержателя.
Как видите, срубить опасное дерево не так уж просто, и времени на это уйдет порядочно. Поэтому если у вас сложилась критическая ситуация и дерево действительно угрожает рухнуть на ваше здание в любую минуту, можно воспользоваться нормой п. 4 ст. 28 Закона. В тех случаях, когда ликвидируются последствия стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации, а также если состояние зеленых насаждений угрожает жизни, здоровью граждан или имуществу граждан и/или юридических лиц, зеленые насаждения удаляются немедленно, а акт обследования оформляется позднее. Кстати, эта норма продублирована в п. 8 Порядка.
Проще всего бывает тем, у кого “лишние” деревья находятся на собственном земельном участке. В соответствии с п. 10 Порядка удаление зеленых насаждений на земельном участке, находящемся в частной собственности, и на приусадебном участке осуществляется по решению собственника (пользователя) земельного участка без уплаты их восстановительной стоимости.
Что же будет, если вы проигнорируете требования законодательства и избавитесь от дерева, не ставя об этом в известность местную власть? В соответствии со ст. 39 Закона госконтроль за соблюдением законодательства в сфере благоустройства территории населенных пунктов возложен на центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и местные госадминистрации. Кроме того, сельские, поселковые, городские советы могут создавать инспекции по благоустройству населенных пунктов, а также назначать общественных инспекторов.
В полномочия инспекторов, среди прочего, входит проведение проверок и составление протоколов о нарушении законодательства в данной сфере, с последующей передачей материалов органам госконтроля и правоохранительным органам для привлечения виновных к ответственности.
Статьей 153 Кодекса Украины об административных правонарушениях установлена ответственность за уничтожение или повреждение зеленых насаждений, отдельных деревьев, кустарников, газонов, цветников и других объектов озеленения в населенных пунктах, непринятие мер по их охране, а также самовольное перенесение в другие места в ходе застройки отдельных участков, занятых объектами озеленения. Нарушителям грозит штраф от 1 до 3 необлагаемых минимумов (для граждан) и от 3 до 7 необлагаемых минимумов (для должностных лиц).
Кроме того, при подобных действиях с нарушителя почти наверняка будет взыскана восстановительная стоимость срубленного дерева. Согласно п. 3 ст. 42 Закона факт наложения штрафа на нарушителей не освобождает их от обязанности возмещения ущерба, причиненного из-за нарушения законодательства.
Такой ущерб подлежит компенсации, как правило, в полном объеме. Размер ущерба определяется на основании утвержденных такс, методик и расчетов. Причем отсутствие таких методик вовсе не означает, что причиненный ущерб сойдет нарушителю с рук. С него взыщут утвержденные решением местного органа фактические расходы на обустройство 1 кв. м территории города или базовую стоимость 1 кв. м земли на восстановление нарушенного состояния объекта благоустройства или окружающей среды.
Так что лучше получить разрешение и этим обезопасить себя от возможных проблем в будущем.
Елена Кравченко, юрист
Газета “Фортекс”, № 51/2006 (№ 207), от 12.12.2006 г.
|