Документ : Как срубить опасное дерево


Как срубить опасное дерево

ВОПРОС: Рядом со складом нашего предприятия стоит старый тополь, который в любой момент может рухнуть на здание. Мы хотим спилить этот тополь. Нужно ли нам для этого получать какое-то разрешение?

ОТВЕТ: Общие требования в отношении охраны и содержания зеленых насаждений установлены статьей 28 Закона Украины “О благоустройстве населенных пунктов” от 06.09.2005 г. № 2807-IV. В соответствии с п. 3 указанной статьи удаление деревьев, кустарников, газонов и цветников осуществляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

Поэтому обратимся к Порядку удаления деревьев, кустарников, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденному Постановлением КМУ от 01.08.2006 г. № 1045 (далее - Порядок). В пункте 2 этого документа перечислены все случаи, когда осуществляется удаление зеленых насаждений:

1) реализация генерального плана развития населенного пункта;

2) реконструкция или капитальный ремонт объекта благоустройства;

3) снос аварийных, сухостойных и фаутных (то есть поврежденных) деревьев, а также самосейных и порослевых деревьев с диаметром корневой шейки не более 5 см;

4) ликвидация аварийной ситуации на инженерных сетях населенного пункта;

5) восстановление светового режима в жилом помещении, которое затеняется деревьями;

6) проведение ремонтных и эксплуатационных работ в охраняемой зоне воздушных линий электропередач, на трансформаторной подстанции и распределительном пункте системы энергоснабжения, сети водо-, теплоснабжения и водоотведения, телекоммуникационной и кабельной электросети;

7) достижение деревом возрастного предела;

8) проведение хозяйственной деятельности на территории рассадников по выращиванию декоративных деревьев и кустов;

9) ликвидация последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации.

Очевидно, что ваш случай в этот перечень вписывается. Поэтому для удаления аварийного дерева вам нужно обратиться с заявлением в исполком городского (поселкового, сельского) совета. В течение трех дней должна быть создана комиссия из представителей заявителя, собственника земельного участка (землепользователя), исполкома, а также других заинтересованных организаций.

Эта комиссия в пятидневный срок определяет состояние зеленых насаждений и составляет акт обследования в четырех экземплярах, который затем передается для согласования в территориальный орган Минприроды (образец такого акта утвержден приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 09.09.2006 г. № 302). На согласование отводится еще 3 дня, после чего комиссии возвращаются три экземпляра согласованного акта: для заявителя, собственника (пользователя) участка и для самой комиссии.

Не исключено, что от вас могут потребовать оплатить восстановительную стоимость зеленых насаждений. Заметим, что подобные требования незаконны, так как в соответствии с п. 6 Порядка такая плата взимается только в случае реализации генерального плана развития населенного пункта. К вам это, безусловно, отношения не имеет.

По общему правилу заключительным “бумажным” этапом является получение ордера на удаление зеленых насаждений, который выдает исполком на основании акта обследования и своего решения (образец ордера утвержден тем же приказом Минстроя № 302). И ситуация здесь не совсем понятна.

С одной стороны, ордер выдается не позднее следующего рабочего дня после представления заявителем документа об оплате восстановительной стоимости зеленых насаждений, подлежащих удалению. С другой стороны, такая оплата требуется только в одном случае, о котором мы говорили выше. То есть не вполне понятно, должен ли ордер выдаваться только в “оплатном” случае и как быть тем заявителям, у которых оплата восстановительной стоимости не предусмотрена. Достаточно ли им будет решения исполкома?

К счастью, в вашей конкретной ситуации таких проблем не предвидится - вам ордер не нужен. Согласно п. 7 Порядка удаление аварийных, сухостойных и фаутных деревьев осуществляется на основании акта обследования. Расходы по удалению таких деревьев возлагаются на балансодержателя.

Как видите, срубить опасное дерево не так уж просто, и времени на это уйдет порядочно. Поэтому если у вас сложилась критическая ситуация и дерево действительно угрожает рухнуть на ваше здание в любую минуту, можно воспользоваться нормой п. 4 ст. 28 Закона. В тех случаях, когда ликвидируются последствия стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации, а также если состояние зеленых насаждений угрожает жизни, здоровью граждан или имуществу граждан и/или юридических лиц, зеленые насаждения удаляются немедленно, а акт обследования оформляется позднее. Кстати, эта норма продублирована в п. 8 Порядка.

Проще всего бывает тем, у кого “лишние” деревья находятся на собственном земельном участке. В соответствии с п. 10 Порядка удаление зеленых насаждений на земельном участке, находящемся в частной собственности, и на приусадебном участке осуществляется по решению собственника (пользователя) земельного участка без уплаты их восстановительной стоимости.

Что же будет, если вы проигнорируете требования законодательства и избавитесь от дерева, не ставя об этом в известность местную власть? В соответствии со ст. 39 Закона госконтроль за соблюдением законодательства в сфере благоустройства территории населенных пунктов возложен на центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и местные госадминистрации. Кроме того, сельские, поселковые, городские советы могут создавать инспекции по благоустройству населенных пунктов, а также назначать общественных инспекторов.

В полномочия инспекторов, среди прочего, входит проведение проверок и составление протоколов о нарушении законодательства в данной сфере, с последующей передачей материалов органам госконтроля и правоохранительным органам для привлечения виновных к ответственности.

Статьей 153 Кодекса Украины об административных правонарушениях установлена ответственность за уничтожение или повреждение зеленых насаждений, отдельных деревьев, кустарников, газонов, цветников и других объектов озеленения в населенных пунктах, непринятие мер по их охране, а также самовольное перенесение в другие места в ходе застройки отдельных участков, занятых объектами озеленения. Нарушителям грозит штраф от 1 до 3 необлагаемых минимумов (для граждан) и от 3 до 7 необлагаемых минимумов (для должностных лиц).

Кроме того, при подобных действиях с нарушителя почти наверняка будет взыскана восстановительная стоимость срубленного дерева. Согласно п. 3 ст. 42 Закона факт наложения штрафа на нарушителей не освобождает их от обязанности возмещения ущерба, причиненного из-за нарушения законодательства.

Такой ущерб подлежит компенсации, как правило, в полном объеме. Размер ущерба определяется на основании утвержденных такс, методик и расчетов. Причем отсутствие таких методик вовсе не означает, что причиненный ущерб сойдет нарушителю с рук. С него взыщут утвержденные решением местного органа фактические расходы на обустройство 1 кв. м территории города или базовую стоимость 1 кв. м земли на восстановление нарушенного состояния объекта благоустройства или окружающей среды.

Так что лучше получить разрешение и этим обезопасить себя от возможных проблем в будущем.

Елена Кравченко,
юрист

Газета “Фортекс”, № 51/2006 (№ 207), от 12.12.2006 г.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Субота, 20.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС