Документ : Автомобильные аккумуляторы: новое в учете, хранении, эксплуатации и списании


Автомобильные аккумуляторы:
новое в учете, хранении, эксплуатации и списании

23 февраля 2006 года был принят Закон Украины № 3503-IV “О химических источниках тока” (далее - Закон), который установил основы правового регулирования в этой специфической сфере. Так ли уж необходим был Украине данный Закон - это, конечно большой вопрос. Судя по тому, сколь неспешно принимаются подзаконные акты к нему,- не так уж он и нужен. Ведь до сих пор не изданы даже лицензионные условия для тех видов деятельности, которые в соответствии с Законом подлежат лицензированию (хотя лицензии получать необходимо, поскольку орган лицензирования Кабмином назначен).

Собственно говоря, первый нормативный акт, изданный во исполнение данного Закона, появился только сейчас: 25 июля 2008 года прошли регистрацию в Минюсте Правила эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи Украины от 02.07.2008 г. № 795 (далее - Правила).

Этот документ распространяется на всех юридических и физических лиц, деятельность которых связана с

“изготовлением, транспортировкой, применением, обслуживанием, ремонтом, хранением и передачей на утилизацию химических источников тока, в частности аккумуляторных свинцовых стартерных батарей, применяемых в колесных транспортных средствах и специальных машинах, выполненных на их шасси, в частности для питания специального оборудования”.

Под действие Правил не подпадают лишь:

- аккумуляторы*, применяемые в троллейбусах, мотоциклах и мотоколясках, а также химические источники тока номинальной мощностью менее 7 А/час, интегрированные (встроенные) в колесные транспортные средства и специальные машины, выполненные на их шасси;

- аккумуляторы колесных транспортных средств специального назначения, в частности эксплуатируемых подразделениями МВД, Минобороны, МЧС, СБУ и Госпогранслужбы Украины;

- аккумуляторы гоночных и спортивных автомобилей, а также транспортных средств, изготовленных более 30 лет назад и имеющих коллекционную ценность.

Правила состоят из десяти разделов и полутора десятков приложений. Раздел I, как водится, дает толкования терминов, расшифровку используемых аббревиатур, а также обширный перечень национальных, межгосударственных, международных и региональных стандартов (ДСТУ, ГОСТ, EN, IEC и т. д.), применяемых в аккумуляторном деле. Затем в разделах II–VII идет подробное описание технических вопросов, связанных с выбором аккумуляторов, подготовкой их к применению, эксплуатацией, техобслуживанием и ремонтом, а также хранением и транспортировкой.

Но особый интерес представляют три последних раздела, посвященные учету наработки, оборота и списания аккумуляторных батарей, подготовке отработанных аккумуляторов к сдаче на утилизацию, а также вопросам гарантийного обслуживания и ремонта. Рассмотрим их подробнее.

Учет аккумуляторов

На каждый аккумулятор на предприятии заводится отдельная карточка учета (приложение 12 к Правилам), в которой отражаются наработка и оборот такого аккумулятора. Карточками занимается специально назначенное должностное лицо предприятия.

Учет наработки аккумуляторов ведется в условных месяцах продолжительностью 30 суток и в километрах пробега транспорта либо в моточасах использования транспортного средства или специального оборудования, которое питается от аккумулятора.

Наработка определяется ежеквартально как разность между текущим и предыдущим показаниями счетчика пробега или моточасов наработки. Заметим, что суммарная наработка за год или на момент списания должна быть выражена в каких-нибудь одних единицах, поэтому по аккумуляторам, которые эксплуатируются в разные периоды в составе автомобилей и в составе спецоборудования (и учитываются то в километрах пробега, то в моточасах), наработка в конечном итоге определяет в километрах. При этом 1 моточас условно приравнивается к 25 км пробега.

Перестановка аккумулятора с одного транспортного средства на другое или применение его в специальном оборудовании тоже отражается в карточке с указанием даты перестановки.

Если аккумулятор используют не с начала текущего года, то в колонках для записи наработки предыдущих кварталов ставят прочерки. Если же аккумулятор временно не используется, то в колонке для записи квартальной наработки пишут слово “хранение”.

Для учета аккумулятора, прошедшего капремонт, заводится отдельная карточка.

Карточки можно вести и в электронном виде. В таком случае они распечатываются и подписываются только при смене водителя (оператора) или лица, ответственного за учет, а также для оформления заключений комиссии по вопросам учета наработки, оборота и списания аккумуляторов.

Такая комиссия, созданная по приказу руководителя предприятия, определяет фактическое техническое состояние каждого аккумулятора и решает его дальнейшую судьбу: сдать в ремонт, направить претензию продавцу (производителю, сервисному центру по гарантийному обслуживанию и/или ремонту), списать, передать на утилизацию и т. п.

Списанию подлежат аккумуляторы, попавшие в одну из трех категорий:

- исчерпавшие установленный ресурс, то есть отработавшие положенное число моточасов (километров пробега) и в результате естественного износа дошедшие до состояния, в котором дальнейшая их эксплуатация экономически нецелесообразна или опасна;

- утратившие потребительские свойства, то есть непригодные для эксплуатации вследствие физического износа, неисправимого недостатка, повреждений или по другим причинам;

- достигшие предельного технического состояния, но не исчерпавшие установленный ресурс. Предельное состояние аккумулятора определяется по результатам проверки мощности, которая проводится в соответствии с приложением 13 к Правилам “Определение предельного состояния АБ”.

Эти категории различаются способами документального оформления. В последних двух такое решение оформляется отдельным актом списания, к которому прилагается карточка учета. В первой же сама оформленная карточка служит актом списания аккумулятора.

Исправные составные части списанных аккумуляторов (блоки электродов, моноблоки, крышки, полюсные выводы, перемычки и т. п.) при необходимости используются для ремонта других аккумуляторов и содержатся на балансе как запасные части.

После списания аккумулятора карточку учета на него хранят по меньшей мере в течение трех лет.

Сдача на утилизацию

По большому счету, главной целью принятия Закона о химических источниках тока было урегулирование вопросов, связанных с утилизацией аккумуляторов, поскольку используемые в них вещества и материалы (свинец и его соединения, кислоты и т. п.) представляют собой весьма серьезную угрозу окружающей природной среде.

В Правилах вопросам утилизации посвящен раздел IX, в соответствии с которым отработанные (списанные) аккумуляторы и их составные части, выведенные из эксплуатации, должны передаваться на утилизацию специализированному предприятию, имеющему необходимую лицензию.

Руководитель каждого предприятия, эксплуатирующего аккумуляторы, назначает ответственное лицо, которое ведет журнал учета и оборота отработанных аккумуляторов (приложение 14 к Правилам). Его функции, кстати, может выполнять тот же человек, который оформляет карточки учета. В число обязанностей такого ответственного работника входит:

- сортировка отработанных аккумуляторов (по правилам ДСТУ 3211-95) и их учет;

- ежемесячное информирование руководителя о количестве отработанных аккумуляторов;

- своевременная сдача их непосредственно на специализированное предприятие для утилизации или предприятию-перевозчику для транспортировки;

- контроль за возвратом специализированной тары;

- учет и хранение документов, подтверждающих факт сдачи отработанных аккумуляторов на утилизацию.

Разделом IX Правил установлены технические требования к местам и способам хранения отработанных аккумуляторов. В частности, указывается, что аккумуляторы разных сортов хранятся отдельно, без смешивания. Не допускается загрязнение их черными металлами, неметаллическими примесями и т. п. Аккумуляторы, содержащие опасные вещества, размещаются отдельно.

Аккумуляторы с неповрежденными моноблоками должны содержаться на специально оборудованных площадках или в помещениях, а поврежденные отработанные аккумуляторы и их отдельные части - в кислотостойких контейнерах. Правда, допускается хранение отработанных аккумуляторов в одном помещении с аккумуляторами, пригодными к применению (при соблюдении необходимых условий).

Любопытное указание имеется в п. 9.9 Правил: предприятиям и организациям, применяющим аккумуляторы в составе колесных транспортных средств, предписано сдавать на утилизацию отработанные аккумуляторы не позднее трех месяцев после их списания. При этом нет никаких указаний о сроках сдачи отработанных батарей предприятиями, эксплуатирующими их в составе специальной техники. Зачем понадобилось особо выделять “транспортные” аккумуляторы - нам непонятно.

Экологический денежный заклад

Вопрос о том, что такое экологический денежный заклад, кем и кому он уплачивается, наверняка возникнет у того главбуха или директора, который наткнется на п. 9.10 Правил:

“После сдачи отработанных АБ в специализированное подразделение производителя, или предприятие по утилизации, или предприятие, транспортирующее отработанные АБ по договору с предприятием по утилизации, в соответствии со статьей 19 Закона Украины “О химических источниках тока” в течение одного месяца предприятия и организации, уплатившие денежный заклад в Государственный бюджет и выполнившие обеспеченное закладом обязательство, обращаются за возмещением экологического денежного заклада. Экологический денежный заклад возмещают в соответствии с законодательством”.

Действительно, в ст. 19 Закона рассказывается об экологическом денежном закладе, который уплачивается на специальный счет Госбюджета в качестве обеспечения исполнения потребителем обязательства сдать отработанные химические источники тока для утилизации на специализированное производство или, специализированное предприятие (их приемные пункты).

Такой заклад обязаны уплачивать юрлица и физлица-предприниматели, использующие в своей деятельности химические источники тока мощностью 7 А/час и более.

Размер заклада составляет 5% от цены аккумулятора (без НДС). Расчет его суммы производится ежеквартально в отношении аккумуляторов, введенных в эксплуатацию и/или приобретенных в предыдущем квартале. При этом расчет осуществляется с даты ввода аккумуляторов в эксплуатацию, но не позднее трех месяцев со дня их приобретения; уплата - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

При передаче предприятием отработанных аккумуляторов на утилизацию общая сумма экологического денежного заклада, рассчитанного для уплаты в соответствующем периоде, уменьшается на сумму заклада, соответствующего сданным аккумуляторам.

Субъекты предпринимательской деятельности, выполнившие свое обязательство, вправе обратиться за возмещением заклада в течение месяца после сдачи отработанных аккумуляторов на утилизацию. Возмещение происходит в течение трех месяцев со дня обращения.

Так это выглядит по нормам Закона. Однако есть один “маленький” нюанс: согласно последнему абзацу ст. 19 Закона порядок расчета, уплаты, учета, отчетности, перечисления на специальный счет Госбюджета экологического денежного заклада, возмещения его сумм в случае выполнения обеспеченного обязательства и порядок использования средств, оставшихся на бюджетном спецсчете после возмещения сумм экологического денежного заклада, определяются Кабинетом Министров Украины. На сегодняшний же день Кабмин не издал соответствующих указаний.

Таким образом, экологический денежный заклад на практике никем не уплачивается и не может уплачиваться на законных основаниях. Что, разумеется, только радует многочисленных пользователей автоаккумуляторов.

Гарантийное обслуживание и ремонт

В отношении гарантийного обслуживания и ремонта аккумуляторов Правила наконец-то четко и однозначно указали, к какой категории относятся эти изделия (до сих пор в законодательстве таких прямых указаний не было).

Во-первых, в п. 10.2 Правил заявлено, что автоаккумуляторы относятся одновременно и к сложным комплектующим изделиям, на которые выдается отдельная гарантия, и к продукции производственно-технического назначения, которая может быть использована в быту, в частности в составе транспортных средств автоперевозчиков. Поэтому на них распространяется действие Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденного Постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506.

Во-вторых, пунктом 10.3 Правил установлено, что аккумуляторы, приобретенные в составе транспортных средств, должны обеспечиваться техобслуживанием, ремонтом или заменой в рамках гарантийной наработки. Такие гарантийные обязательства выполняются продавцом автомобиля (производителем, производителем работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту транспортного средства) в соответствии с Порядком гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены дорожных транспортных средств, утвержденным приказом Минпромполитики Украины от 29.12.2004 г. № 721.

Не будем подробно останавливаться на требованиях к гарантийным обязательствам (срокам, порядку их установления и т. п.). Отметим лишь, что любые разногласия между потребителем и производителем, продавцом и т. п. относительно происхождения дефектов и причин их возникновения устраняются с привлечением экспертов по вопросам утраты потребительских свойств аккумуляторов.

Такую экспертизу проводят юридические и физические лица, имеющие право на данную деятельность согласно Порядку проведения государственной аккредитации физических и юридических лиц на право проведения научной и научно-технической экспертизы, утвержденному приказом Миннауки Украины от 12.01.2004 г. № 12. Эксперты должны быть финансово и организационно независимы от разработчика, производителя, поставщика, продавца и собственника транспортного средства и не могут быть разработчиками или производителями аккумуляторов, по которым проводится экспертиза. Само собой разумеется, они должны иметь соответствующую квалификацию.

Обратите внимание на довольно жесткие требования к оформлению экспертного заключения. В нем обязательно указываются реквизиты государственного свидетельства на право проведения научной и научно-технической экспертизы (серия, номер, дата выдачи, сфера научно-технической деятельности, дата, до которой данное свидетельство действительно). При этом лица, проводящие экспертизу без дополнительной аккредитации (без свидетельства), указывают это в своем заключении.

Заключение оформляется на бланке письма эксперта (кроме физических лиц) в произвольной форме за подписью руководителя (заместителя руководителя) экспертной организации. Эксперты-физлица подписывают заключение лично.

Если же заключение эксперта не вносит ясности (или какая-то из сторон с его выводами не согласна), то спорные вопросы решаются в судебном порядке.

Если в результате окажется, что утрата потребительских свойств аккумулятора произошла из-за недостатков конструкции и/или производства, то производитель (продавец, производитель работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту) возмещают потребителю ущерб в объеме не меньше рыночной стоимости аккумулятора на дату принятия претензии с учетом использованного потребителем ресурса. Указанная величина определяется в соответствии с Эксплуатационными нормами среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранссвязи Украины от 20.05.2006 г. № 489.

Потребитель утрачивает право на гарантийные обязательства производителя (продавца, производителя работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту) в случае нарушения установленных производителем правил эксплуатации аккумуляторов и автомобилей, а также норм рассматриваемых Правил.

Действие гарантийных обязательств прекращается также в случае нарушения потребителем договорных обязательств с производителем (продавцом, производителем работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту) в отношении правил эксплуатации аккумуляторов.

Контроль и ответственность

В соответствии со ст. 22 Закона государственный контроль в сфере химических источников тока, в частности, осуществляют:

- центральные и местные органы исполнительной власти по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации - за соблюдением требований госстандартов относительно технологических процессов производства, а также за обеспечением качества химических источников тока и их утилизацией;

- центральные и местные органы исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды - за обеспечением экологической безопасности производства химических источников тока, а также за ведением учета объемов накопления отработанных химических источников тока и передачей их на утилизацию;

- центральные органы исполнительной власти - за лицензированием деятельности в сфере химических источников тока. Кроме того, эти органы занимаются координацией деятельности субъектов, подчиненных им или относящихся к сфере их управления (разработчиков, производителей, импортеров, продавцов, покупателей, потребителей, специализированных предприятий по утилизации и других юридических и физических лиц, участвующих в отношениях, возникающих при разработке, производстве, реализации, импорте и эксплуатации химических источников тока, а также их заготовке и утилизации).

Закон не устанавливает для нарушителей специальной ответственности, ограничиваясь общей формулировкой “согласно закону”. А вот в Кодексе об административных правонарушениях на этот счет имеется отдельная статья:

“Статья 82-7. Нарушение требований законодательства в сфере химических источников тока

Нарушение порядка учета приобретения и эксплуатации химических источников тока или порядка учета объемов накопления отработанных химических источников тока и передачи их на утилизацию -

влекут наложение штрафа на должностных лиц от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Непредоставление в установленном порядке информации или предоставление недостоверной информации относительно объемов приобретения и эксплуатации новых химических источников тока, объемов накопления отработанных химических источников тока и передачи их на утилизацию -

влекут наложение штрафа на должностных лиц от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Непередача в установленном порядке отработанных опасных химических источников тока мощностью 7 А/ч и более на утилизацию предприятиям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по заготовке и утилизации отработанных химических источников тока,-

влечет наложение штрафа на граждан от одного до трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан”.

Кроме того, не следует забывать, что в результате нарушения правил утилизации аккумуляторов может произойти загрязнение окружающей природной среды. А это уже влечет специальные экологические санкции - вплоть до уголовной ответственности.

________________

* Вообще-то, правильнее было бы называть эти вещи “аккумуляторными свинцовыми стартерными батареями” (как, собственно, они и называются в Правилах). Но мы для простоты назовем их по-бытовому - просто аккумуляторами.

Алена Мышкина,
юрист

Сергей Коваль,
юрист

Газета “Фортекс” № 35/2008 (№ 295), от 22.08.2008 г.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
П'ятниця, 29.03.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС