Документ : Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан и порядок их рассмотрения


Ответственность за нарушение законодательства
об обращениях граждан и порядок их рассмотрения

Право на обращение является одним из конституционных прав граждан Украины. Статья 40 Конституции Украины гласит: “Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок”.

Порядок реализации указанного права содержит Закон об обращениях граждан - основной нормативный документ, закрепляющий правила, предъявляемые к обращению граждан, порядок и сроки их рассмотрения.

Жалобы, предложения, заявления - это наиболее давние средства обеспечения человеком защиты своих прав. Обращения могут касаться самых разных сторон жизни общества, как общегосударственных интересов, так и личных интересов конкретного человека. Вопросы обращения граждан являются сегодня актуальными не только для физических, но и для юридических лиц, выступающих в качестве участника данных правоотношений.

Прежде чем перейти к основному вопросу статьи, приведем основные положения Закона об обращениях граждан, которые касаются видов обращений, так как это определяет специфику их рассмотрения.

Статья 3 Закона об обращениях граждан дает определение понятиям “жалоба”, “предложение”, “заявление” (табл. 1).

Таблица 1

№ п/п  Термины  Определение 
1.    Предложение (замечание)    обращения граждан, содержащие советы, рекомендации, мнения о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказывания об урегулировании общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни, социально -культурной и иных сфер деятельности государства и общества. В данном случае обращение является определенной формой участия граждан в управлении делами государства, направленной на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления 
2.    Заявление (ходатайство)    обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией Украины и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства либо недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывание мнения по улучшению их деятельности. Ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав либо свобод и т.п. 
3.    Жалоба    обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездеятельностью), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц 

Закон определяет, что обращение может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, может быть подано как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное).

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона об обращениях граждан все обращения, оформленные должным образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка обращения.

Таким образом, предприятие не может отказать в принятии жалобы, заявления, предложения, ссылаясь, например, на язык обращения или национальность, так как такие действия являются незаконными и могут быть обжалованы.

Обращения, не подлежащие рассмотрению

Законодательство устанавливает отдельные ограничения, которые касаются рассмотрения обращений граждан. Так, согласно ст. 8 Закона об обращениях граждан, не подлежат рассмотрению обращения, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

№ и/п  Обращения граждан, не подлежащие рассмотрению  Примечание 
1.    Письменное обращение без указания места жительства, не подписанное автором (авторами), а также такое, по которому невозможно установить авторство  Такого рода обращение признается анонимным. Формально, даже если заявитель не напишет полностью свое имя и отчество, а укажет лишь инициалы, предприятие может на законных основаниях вернуть такое обращение   
2.    Повторное обращение    Повторное обращение не рассматривается, если изложенные в письменной форме предложения, заявления, жалобы были поданы одним и тем же гражданином в один и тот же орган по одному и тому же вопросу, но первое обращение уже было рассмотрено по сути и при этом отсутствуют новые данные или факты, требующие дополнительной проверки 
3.
  
Обращения, поданные с пропуском установленного законом срока (в течение
одного года с момента принятия решения, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением) 
Обращение не рассматривается, за исключением случаев, когда заявителем подано ходатайство о восстановлении пропущенных сроков и причины, по которым пропущен срок, признаны уважительными  
4.    Обращения лиц, признанных судом недееспособными  -  

Решение о прекращении рассмотрения обращения граждан принимает руководитель органа, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. Однако если обращение оформлено правильно, то никто не имеет права отказать в его принятии.

Кроме того, обратите внимание, что не все жалобы подлежат рассмотрению в административном порядке. Так, ч. 3 ст. 16 Закона об обращениях граждан указывает, что жалобы на решения в сфере управленческой деятельности общего собрания членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, общественных организаций и объединений, жилищно-строительных кооперативов и других юридических лиц, созданных на основе коллективной собственности, рассматриваются исключительно в судебном порядке.

Производство по обращениям граждан

Вопросам процессуального регулирования стадии рассмотрения обращений граждан посвящен раздел II Закона об обращениях граждан.

Статья 14 Закона об обращениях граждан закрепляет порядок рассмотрения предложений (замечаний) граждан. Так, органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица обязаны рассмотреть предложения (замечания) и сообщить гражданину о результатах рассмотрения.

Исходя из приведенного положения, можно выделить следующие стадии в производстве по предложениям граждан (рис. 1).

С Рисунком 1 можна ознакомиться: раздел "Справочники", подраздел "Приложения к документам", папка "Консультации".

Основанием возбуждения производства является внесенное гражданином предложение о деятельности государственных органов и местного самоуправления.

Решение исполняется, если при рассмотрении предложения такая реализация будет признана целесообразной.

В противном случае оно отклоняется ввиду его бесполезности. Рассмотрение заявлений (ходатайств) определяется в ст. 15 Закона об обращениях граждан.

Органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица, руководители и должностные лица учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, предприятий, к полномочиям которых относится рассмотрение заявлений (ходатайств), обязаны объективно и своевременно рассматривать их, проверять изложенные в них факты, принимать решения в соответствии с действующим законодательством и обеспечивать их выполнение, а также сообщать гражданам о результатах их рассмотрения. В производстве по заявлениям граждан можно выделить следующие стадии (рис. 2).

С Рисунком 2 можна ознакомиться: раздел "Справочники", подраздел "Приложения к документам", папка "Консультации".

Ответ по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств) в обязательном порядке дается органом, их получившим и в компетенцию которого входит решение затронутых в них вопросов, за подписью руководителя или лица, исполняющего его обязанности. Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве), доводится до сведения гражданина в письменной форме со ссылкой на Закон об обращениях граждан и изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения. Особое место среди обращений граждан занимают жалобы, порядок рассмотрения которых закреплен в ст. 16 Закона об обращениях граждан. Жалобы, как правило, связаны с нарушением прав или законных интересов граждан, поэтому для установления правомерности либо необоснованности такого рода обращений граждан предусмотрен следующий порядок рассмотрения (рис. 3).

С Рисунком 3 можна ознакомиться: раздел "Справочники", подраздел "Приложения к документам", папка "Консультации".

Между – производством по предложениям и заявлениям граждан и производством по жалобам есть определенное сходство - ив том, и в другом случае они представляют собой обращения к компетентным органам. Что касается жалоб, то при рассмотрении запрещается их направлять для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых они обжалуют!

Если же к полномочиям адресата не относится решение вопроса, затронутого в обращении, то он в течение 5 дней обязан переслать его по принадлежности в соответствующий орган или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, подавшему обращение.

Например, гражданин обратился в городской совет с жалобой на действия сотрудника коммунальной службы - уполномоченное лицо обязано ее принять и направить в соответствующую коммунальную службу по принадлежности. Таким образом, отказ в принятии обращения по причине нарушения подведомственности является незаконным и может быть обжалован.

В случае, если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями.

При рассмотрении обращений необходимо учитывать то, что согласно Закону об обращениях граждан предложения, заявления и жалобы Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и предприятий лично.

Также следует иметь в виду, что ст. 10 Закона об обращениях граждан запрещает разглашение сведений, содержащихся в обращениях. Так, не допускается разглашение:

- полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия;

- сведений, представляющих государственную или иную, охраняемую законом тайну;

- другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан.

Кроме того, не допускается выяснение данных о личности гражданина, которые не касаются обращения. По просьбе гражданина, высказанной в устной форме или указанной в тексте обращения, не подлежит разглашению его фамилия, место жительства и работы. Несмотря на то, что согласно указанной норме такая просьба подлежит выполнению независимо от ее формы, все же рекомендуем сообщить ее письменно.

Однако это запрещение не распространяется на случаи сообщения информации, содержащейся в обращении, лицам, имеющим отношение к решению дела.

Делопроизводство по обращению граждан

Учитывая особую значимость обращений граждан, Кабинет Министров Украины утвердил специальную Инструкцию № 348, которой определил, что делопроизводство по предложениям (замечаниям), заявлениям (ходатайствам) и жалобам граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности, в СМИ ведется отдельно от других видов делопроизводства и возлагается на специально назначенных для этого должностных лиц или на подразделения служебного аппарата.

Указанной Инструкцией предусмотрено, что все поступившие предложения, заявления и жалобы должны приниматься и централизованно регистрироваться в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках, пригодных для обработки персональными компьютерами или в журналах.

Журнальная форма регистрации предложений, заявлений и жалоб и учета личного приема граждан допускается в организациях с годовым объемом поступлений до 600 предложений, заявлений и жалоб и таким же количеством обращений граждан на личном приеме. Личную ответственность за состояние делопроизводства по обращениям граждан несут руководители организаций.

Срок хранения обращения граждан

Далее возникает вопрос: как долго необходимо хранить обращения граждан?

Инструкция № 348 определяет, что срок хранения документов по предложениям, заявлениям и жалобам определяется утвержденными руководителями организаций перечнями документов и номенклатурами дел, которые образуются в процессе их деятельности. Однако при этом им следует руководствоваться требованиями законодательства.

Так срок хранения обращений граждан установлен в Перечне № 41, которым предусмотрен пятилетний срок хранения предложений, заявлений и жалоб и документов, связанных с их рассмотрением и решением. Что касается сроков хранения обращений, содержащих предложения о существенных изменениях в работе учреждений, организаций, предприятий или об устранении серьезных недостатков и злоупотреблений, то они хранятся:

- в организациях, в результате деятельности которых создаются документы, подлежащие включению в Национальный архивный фонд - постоянно;

- в организациях, документы которых не передаются в Национальный архивный фонд - 10 лет.

Обращаем внимание на то, что указанные сроки хранения документов являются минимальными и их нельзя сокращать. В случаях, вызванных спецификой деятельности организации, допускается увеличение срока хранения - например, по ценным предложениям граждан.

После истечения установленных сроков хранения документы по предложениям, заявлениям и жалобам подлежат уничтожению в порядке, установленном Перечнем № 41.

Ответственность за сохранность документов по обращениям граждан возлагается на руководителей, иных должностных лиц организаций в соответствии с их функциональными обязанностями.

Обязанности при рассмотрении заявлений и жалоб

При рассмотрении заявлений и жалоб на орган государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединений граждан, СМИ, их руководителей и других должностных лиц возлагаются определенные обязанности.

Статья 19 Закона об обращениях граждан предусматривает перечень следующих обязанностей:

- объективно, всесторонне и своевременно рассматривать заявления или жалобы;

- в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении заявления либо жалобы составить об этом мотивированное постановление;

- по просьбе гражданина приглашать его на заседания соответствующего органа, рассматривающего его заявление или жалобу;

- отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или другим нормативным актам, немедленно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, содействующие нарушению;

- обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное исполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений;

- письменно сообщать гражданину о результатах проверки заявления или жалобы и сути принятого решения;

- принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если он был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, виновных в допущенном нарушении, а также по просьбе гражданина в месячный срок довести принятое решение до сведения органа местного самоуправления, трудового коллектива либо объединения граждан по месту жительства гражданина;

- в случае признания заявления или жалобы необоснованной разъяснить порядок обжалования принятого по ней решения;

- не допускать необоснованной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам;

- организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений или жалоб граждан, принимать меры по устранению причин, их порождающих, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы.

Таким образом, органы власти или должностные лица должны внимательно разобраться в обращении. О своем решении по вопросу, затронутом в обращении, сообщить гражданину в установленный законодательством срок, а в случае отказа в удовлетворении требований изложить мотивы отказа и разъяснить порядок обжалования принятого решения.

Кроме того, обратите внимание, что согласно ст. 21 Закона об обращениях граждан органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица должны рассматривать обращения граждан, не взимая платы.

Срок рассмотрения обращений граждан

В какой срок гражданин должен быть уведомлен о рассмотрении обращения? Ответ на этот вопрос содержит ст. 20 Закона об обращениях граждан:

- обращение, не требующее дополнительного изучения проблемы, должно рассматриваться безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их получения;

- стандартный срок рассмотрения обращений - не более одного месяца со дня их поступления.

Если в месячный срок решить поставленные в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации либо его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение.

Внимание! Общий срок рассмотрения жалоб не может превышать 45 дней.

По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращен от установленного срока. Кроме того, обращения граждан, имеющих установленные законодательством льготы, рассматриваются в первую очередь.

Автору обращения по истечении установленных законодательством сроков в его адрес должен быть направлен письменный ответ. Следует учесть, что если обращение было коллективным (если обращение подписали два и более гражданина), то ответ направляется тому гражданину, который в обращении подписался первым или адрес которого указан. Также в тексте ответа необходимо указывать общее количество обратившихся граждан.

В случае, если ответа на жалобу нет, гражданин имеет право обратиться в прокуратуру или в суд с исковым заявлением о признании противоправной бездеятельности субъекта властных полномочий и обязательством совершить определенные действия.

Ответственность за нарушение
законодательства об обращениях граждан

Гарантией реализации права гражданина на обращение является предусмотренная действующим законодательством ответственность как гражданина, так и органа или должностного лица за нарушение требований Закона об обращениях граждан.

По общему правилу привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства об обращении граждан производится согласно действующему законодательству об административной, уголовной, гражданской ответственности. То есть то, какой вид ответственности будет применен к лицу, нарушившему нормы Закона об обращениях граждан, будет зависеть от особенности совершенного правонарушения и тяжести деяния.

Контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан в соответствии со своими полномочиями осуществляют Верховная Рада Украины, народные депутаты Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации сельского, поселкового, городского совета и их исполнительные комитеты, депутаты местных советов, а также министерства, другие центральные органы исполнительной власти относительно подчиненных им предприятий, учреждений и организаций (ст. 28 Закона об обращениях граждан).

Надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами (ст. 29 Закона об обращениях граждан). В соответствии с предоставленными им действующим законодательством полномочиями они принимают меры к восстановлению нарушенных прав, защите законных интересов граждан, привлечению нарушителей к ответственности.

Таким образом, если нарушены права граждан, предусмотренные Законом об обращении граждан, например, если в срок не получен ответ на обращение или предоставлен неполный ответ, или гражданину было отказано в возможности присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы при наличии такой просьбы, то последний имеет право по поводу данного нарушения жаловаться вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или в суд.

Согласно ст. 212-3 КУоАП за неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, в случаях, когда такая информация подлежит предоставлению по запросу гражданина согласно Закону об обращениях граждан, на должностных лиц налагается штраф в размере от 15 до 25 НМДГ (от 255 до 425 грн).

А за повторное нарушение в течение года, за которое лицо уже было привлечено к административной ответственности - на должностных лиц налагается штраф ъ размере от 25 до 50 НМДГ (от 425 до 850 грн).

Кроме того, согласно действующему законодательству граждане имеют право на возмещение ущерба в связи с нарушением требований Закона об обращениях граждан при рассмотрении его жалобы.

Так, согласно ч. 1 ст. 25 Закона об обращениях граждан в случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, принявшие неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему:

- причиненный материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы;

- обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа;

- утраченный за это время заработок.

Споры о взыскании расходов рассматриваются в судебном порядке. Помните, что ст. 55 Конституции Украины закрепляет право каждого на обжалование решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Также гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, может быть возмещен моральный ущерб, причиненный неправомерными действиями или решениями органа либо должностного лица при рассмотрении жалобы (ч. 2 ст. 25 Закона об обращениях граждан). Размер возмещения морального (неимущественного) ущерба в денежном выражении определяется судом. Характеристики морального ущерба содержатся в Постановлении № 4.

Однако не только органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица несут ответственность за нарушения законодательства об обращениях граждан.

Статья 26 Закона об обращениях граждан предусматривает, что подача гражданином обращения, содержащего клевету и оскорбления, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и иным действиям, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

При этом расходы, понесенные органом государственной власти, местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности, объединением граждан, СМИ в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда (ст. 27 Закона об обращениях граждан).

Раскрыв в данной статье основные положения, касающиеся производства по обращению граждан, надеемся, что они помогут вам не допускать ошибок при рассмотрении поступающих на предприятие заявлений, предложений, жалоб, а, следовательно, избежать и нарушений действующего законодательства.

Список использованных документов

КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях

Закон об обращениях граждан - Закон Украины от 02.10.1996 г. № 393/96-ВР “Об обращениях граждан”

Инструкция № 348 - Инструкция по делопроизводству с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, в средствах массовой информации, утвержденная Постановлением ЕМУ от 14.04.1997 г. № 348

Перечень № 41 - Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, утвержденный приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.1998 г. № 41

Постановление № 4 - Постановление Пленума Верховного Суда от 31.03.1995 г. № 4 “О судебной практике в делах о возмещении морального (неимущественного) ущерба”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 16 (746),
19 апреля 2010 г.
Подписной индекс 40783



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Недiля, 19.05.2019
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС