|
Документ : О применении и неприменении накладной по типовой форме N М-20
О применении и неприменении накладной по типовой форме N М-20
Практически все предприятия Украины отпускают "на сторону" товарно-материальные ценности. Для этих предприятий особый интерес вызвало введение новой типовой формы N М-20 "Накладная на отпуск товарно-материальных ценностей" (бланка строгой отчетности).
Инструкция о порядке изготовления, хранения и применения типовых форм первичного учета N КО-1 и N М-20, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 27.07.98 г. N 263 (далее - Инструкция по применению М-20), вызвала бурю возмущенных откликов наших читателей.
Действительно, в части накладной на отпуск товаров Инструкция по применению М-20 составлена, мягко говоря, довольно неудачно. Причем начиная с первого пункта. В соответствии с пп.1.1 Инструкции накладная М-20 применяется в случае отпуска товарно-материальных ценностей предприятиям, учреждениям и ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ. При буквальном понимании этого пункта следует на каждую "пол-литру" или отпущенную физическому лицу пачку стирального порошка выдавать накладную. Поскольку имеет место "отпуск товарно-материальных ценностей... физическим лицам".
Накладная по форме М-20 не выписывается, если сведения о ценностях, которые отпускаются и вывозятся автотранспортом "на сторону", вмещаются в товарно-транспортных накладных.
Использование новых накладных значительно усложняет процесс отпуска товаров, особенно на предприятиях, где в бухгалтерии ведется компьютерный учет. Не каждый бухгалтер доверит заполнение дорогостоящего двухстороннего бланка печатному устройству (принтеру), как это было при использовании обычных "нестрогих" накладных. Многие перейдут на "ручное" заполнение накладной М-20, лично вписывая в бланк необходимые реквизиты, боясь ошибиться и вспоминая при этом "незлим, тихим словом"... Статистическое управление США, чилийскую хунту и Гондурас. Тем более что согласно пп.2.2 п.2 Инструкции о применении М-20 накладная выписывается в трех(!) экземплярах.
При "эксплуатации" бланков накладной М-20 не стоит забывать, что в случае хищения, недостачи, уничтожения (порчи) бланков строгой отчетности с виновного лица стоимость бланка взыскивается в 50 (пятидесяти!)-кратном размере. Такой порядок компенсации ущерба за порчу бланков ценных бумаг установлен п.7 Порядка определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.96 г. N 116.
Допустив порчу трех бланков в месяц (при стоимости одного бланка в 30 коп.), материально ответственному лицу придется возместить 3 х 0,30 х 50 = 45 грн. Согласитесь, дорогая цена за три испорченных бланка накладной.
Здесь следует заметить, что нормативными документами, регламентирующими порядок заполнения бланков строгой отчетности по форме М-20, не установлен порядок исправления ошибок в этих бланках. Поэтому неверно заполненную накладную М-20 вполне можно исправить, руководствуясь требованиями Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. N 88. При этом исправленная накладная не будет считаться испорченной. Подпунктами 4.2 и 4.4 упомянутого Положения от 24.05.95 г. N 88 установлено, что ошибки в первичных документах, учетных регистрах и отчетах, созданных ручным способом, исправляются корректурным способом, то есть неправильный текст или цифры зачеркиваются и над зачеркнутым надписывается правильный текст или цифры. Зачеркивание осуществляется одной чертой, чтобы можно было прочитать исправленное; исправление ошибки должно быть оговорено надписью "исправлено" и подтверждено подписями лиц, подписавшими этот документ, с указанием даты исправления.
Согласно п.2.2 Инструкции по применению М-20 накладная на отпуск ТМЦ оформляется на каждую партию груза. Пусть пользователей накладной не смущает это условие. Партией считаются товары, отправляемые одному получателю по одному товаросопроводительному документу. Т.е. отпуск "на сторону" одной электролампочки стоимостью 50 коп. оформляется ТРЕМЯ! накладными М-20 стоимостью по 30 копеек каждая. И все это согласно логичной, четкой обоснованной, законной, практичной, удобной и необходимой Инструкции по применению М-20.
Кстати, Инструкцией по применению М-20 не установлена:
а) ответственность за неиспользование накладной по форме М-20;
б) ответственность за неточность и неполноту заполнения накладной;
в) ответственность за неправильность заполнения накладной.
Для большей наглядности сравним порядки применения накладной по форме М-20 и достаточно часто используемой товарно-транспортной накладной типовой формы N 1-ТН.
ТТН, так же как и М-20, - бланк строгой отчетности. Однако по поводу обязательности использования ТТН никаких вопросов не возникало. Поскольку ТТН - действительно обязательный бланк, чего нельзя сказать об М-20.
Мини-анализ Инструкций об использовании ТТН и М-2 приведен в таблице 1.
Таблица 1
+---------------------------------------------------------------------------+ ¦Инструктивная норма¦ ТТН ¦ Накладная М-20 ¦ +-------------------+-------------------------------------+-----------------¦ ¦Обязательность ¦Исполнение положений Инструкции ¦Отсутствует ¦ ¦использования ¦о ТТН обязательно для всех, кто ¦ ¦ ¦требований ¦осуществляет перевозку грузов своим ¦ ¦ ¦Инструкции ¦автотранспортом (см. п.1.1 ¦ ¦ ¦ ¦Инструкции о ТТН) ¦ ¦ +-------------------+-------------------------------------+-----------------¦ ¦Возможность приме- ¦Запрещено ¦Запрет отсутст- ¦ ¦нения первичной ¦(см. последний абзац п.1.3 ¦вует ¦ ¦документации неус- ¦Инструкции о ТТН) ¦ ¦ ¦тановленной формы ¦ ¦ ¦ +-------------------+-------------------------------------+-----------------¦ ¦Возможность отказа ¦В Инструкции отсутствует ¦Если сведения ¦ ¦от использования ¦ ¦о ценностях, ¦ ¦накладной ¦ ¦отпускаемых и ¦ ¦ ¦ ¦вывозимых автот- ¦ ¦ ¦ ¦ранспортом "на ¦ ¦ ¦ ¦сторону", умеща- ¦ ¦ ¦ ¦умещаются в ТТН, ¦ ¦ ¦ ¦М-20 НЕ ВЫПИСЫ- ¦ ¦ ¦ ¦ВАЕТСЯ ¦ +-------------------+-------------------------------------+-----------------¦ ¦Ответственность ¦Персональная ответственность ¦В Инструкции ¦ ¦за неточность ¦за достоверность данных возложена ¦ОТСУТСТВУЕТ ¦ ¦заполнения ¦на лиц, ответственных за ¦ ¦ ¦накладной ¦заполнение ТТН (см. п.5 ¦ ¦ ¦ ¦Инструкции о ТТН) ¦ ¦ +---------------------------------------------------------------------------+ |
Примечание к таблице. Инструкция о ТТН - Инструкция о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учету транспортной работы. Утверждена приказом Минтранса Украины и Минстата Украины от 07.08.96 г. N 228/253, зарегистрирована в Минюсте Украины 28.08.96 г. под N 483/1508.
О санкциях за непринемение М-20
1. Применение финансовых санкций к предприятиям за неиспользование накладной на отпуск товаров какой-то определенной формы действующим законодательством не предусмотрено.
2. Органы госналогслужбы не имеют права накладывать на должностных лиц предприятий административные штрафы за использование "не тех" бланков накладных или других документов, которые не подаются в налоговые органы. (см. п.11 ст.11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине"). Органы КРУ налагают админштраф (согласно ст.164-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях) за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка, внесение искаженных данных в бухгалтерскую или статистическую отчетность. Нормативные документы по ведению бухгалтерского учета разрабатывает и утверждает Минфин Украины (см. п.2 Положения об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03.04.93 г. N 250). Несоблюдение требований Инструкции Госкомстата не может считаться ведением бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка. Порядок бухучета не устанавливается Госкомстатом. Следовательно, органы КРУ не могут наложить админштраф на должностных лиц за неприменение накладной М-20 как за ведение учета с нарушениями установленного порядка.
Органы государственной статистики имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления статистических данных (согласно ст.244-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях).
Неиспользование М-20 не является нарушением порядка предоставления статданных, следовательно, органы Госкомстата также не имеют права штрафовать должностных лиц при неиспользовании на предприятии накладных М-20.
Как видим, действующее законодательство не дает права органам налоговой службы, КРУ или государственной статистики применять к должностным лицам административные санкции в виде штрафа за неприменение накладных М-20.
Бухгалтерский и налоговый учет
Учет поступления и выбытия бланков строгой отчетности рекомендуется вести с использованием забалансового счета 004 "Бланки строгой отчетности". Номинальная стоимость бланков накладной М-20 законодательно не установлена, следовательно, учитывать их необходимо по цене приобретения.
По данным редакции, в Киеве стоимость одного бланка накладной М-20 колеблется в пределах от 24 до 33 копеек. Для примера примем "средневзвешенную" киевскую цену за 1 бланк в размере 28 копеек. Пример бухгалтерского и налогового учета оприходования и списания бланков накладной М-20 приведен в таблице 2.
Таблица 2
+---------------------------------------------------------------------------+ ¦ Содержание операции ¦ Бухгалтерский¦Сумма,¦Налоговый ¦ ¦ ¦ учет ¦ грн. ¦ учет ¦ ¦ +---------------¦ +----------¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ ВД ¦ ВР ¦ +-----------------------------------------+-------+-------+------+----+-----¦ ¦1. Перечислены деньги на покупку 300 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бланков М-20 по цене 28 коп. за шт. ¦ 60 ¦ 51 ¦ 84 ¦ ¦ 70 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. Отражена сумма налогового кредита по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ авансу за бланки ¦ 68 ¦ 67/2 ¦ 14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. Оприходовано 300 бланков М-20 ¦ 05/3 ¦ 60 ¦ 70 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4. Учтена сумма налогового кредита ¦ 67/2 ¦ 60 ¦ 14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5. Учтены на забалансовом счете бланки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ накладных ¦ 004 ¦ ¦ 70 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6. Лицу, ответственному за выписку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ накладных, с места хранения передано ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ шестьдесят бланков накладных М-20 ¦ 05/3-1¦ 05/3 ¦ 14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7. Списаны на затраты использованные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бланки накладных (по акту списания) ¦ 20/44 ¦ 05/3-1¦ 14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8. Списаны с забалансового счета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованные бланки накладных ¦ ¦ 004 ¦ 14 ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------------------------------------------+ |
Стоимость приобретенных бланков накладной М-20 включается в состав валовых расходов предприятия на основании пп.5.2.1 п.5.2 ст.5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР (далее - Закон о прибыли). Поскольку бланки накладных М-20 учитываются как материалы, плательщики налога на прибыль должны производить перерасчет балансовой стоимости покупных материалов (в нашем случае бланков) согласно п.5.9 Закона о прибыли.
Внимание! Действие пункта 5.9 не распространяется на производителей сельскохозяйственной продукции.
Послесловие.
1. Введя новые бланки накладных по типовой форме М-20 как бланки строгой отчетности, Госкомстат превысил свои полномочия, предоставленные ему действующим законодательством.
2. Финансовые санкции к предприятиям и меры административного воздействия на должностных лиц предприятий за неиспользование новых накладных М-20 не предусмотрены.
3. Приказ Госкомстата от 31.03.99 г. N 119 о переносе даты начала использования М-20 с 1 апреля на 1 июня не зарегистрирован в Минюсте Украины и, следовательно, не вступил в действие. (Согласно статьям 1, 3 Указа Президента Украины от 03.10.92 г. N 493/92 "О государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов государственной исполнительной власти" нормативные акты министерств и ведомств вступают в силу через 10 дней ПОСЛЕ ИХ РЕГИСТРАЦИИ, если более поздний срок не указан в самом документе. При отсутствии регистрации в Минюсте документ считается недействующим.).
Исходя из чего, с 1 апреля вся страна должна была перейти на повсеместное использование М-20. А этого не произошло, и ни один контролирующий орган не предъявил никаких претензий к предприятиям. Вывод: бланки М-20, на наш взгляд, можно не использовать. При реализации ТМЦ "на сторону" достаточно старых накладных.
Однако данная позиция по игнорированию незаконного, по нашему мнению, приказа Госкомстата может встретить непонимание со стороны ГНА и КРУ. (Только эти службы могут реально заставить предприятия работать с М-20, невзирая на отсутствие у них такого права.). Поэтому, имея лишние деньги и НЕ ЖЕЛАЯ ИМЕТЬ ЛИШНИЕ ХЛОПОТЫ, покупайте и используйте новые накладные. Этим вы поможете государству, фирмам, реализующим бланки накладных, увеличить собственные расходы (а также и цены на свою продукцию, если вы считаете собственные прибыли) и немного вытянете денег из карманов заурядных граждан. Поэтому конечным плательщиком за какое-либо повышение цены товара, себестоимости работ, услуг является не Госкомстат, а физические лица. То есть мы с вами, уважаемые читатели.
|