Документ : Что такое КРУ и как себя с ним вести


Что такое КРУ и как себя с ним вести

Какие права имеет контрольная служба? "Зачем нам это знать?"- спросите вы. Ну, такое знание - это на самом деле сила: вы поймете, что могут делать проверяющие на вашем предприятии или учреждении, а что - нег. И, несомненно, это поможет вам правильно построить отношения с ревизором во время проверки.

Кого могут проверять

Кого же проверяют органы ГКРС? Ответ находим в ст.2 Закона Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине" от 26.01.93 г. N 2939-XII (далее - Закон о КРС): эта служба осуществляет контроль за расходованием денежных средств и материальных ценностей, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в:

- министерствах, ведомствах;

- государственных комитетах, государственных фондах;

- бюджетных учреждениях;

- а также на предприятиях и в организациях, которые получают денежные средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов.

Пункт 3 Положения о Главном контрольно-ревизионном управлении Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 28.11.2000 г. N 1265/2000, конкретизирует задачи и объекты контроля. В соответствии с ним ГлавКРУ Украины осуществляет указанный в ст.2 Закона о КРС финансовый контроль вышеуказанных учреждений и организаций (выделяет также отдельно центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления) независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и подчиненности. Главное - чтобы они получали средства из бюджета или государственных целевых фондов.

К тому же в Положении о КРУ есть весьма интересный пункт 5. Он позволяет КРУ проводить ревизии и проверки по поручениям Президента Украины, Кабинета Министров Украины и по обращениям координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины.

Кроме этого, контрольно-ревизионная служба ревизует субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности по постановлению прокурора или следователя, которое вынесено в ходе расследования уголовного дела (ст. 14 Закона о КРС).

Такие же полномочия закреплены и за региональными контрольно-ревизионными управлениями в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе одноименным Положением, утвержденным приказом ГлавКРУ от 09.01.01 г. N 111.

Правда, КРУ может также проверить обычное предприятие, в распоряжении которого остаются средства в связи с льготами по платежам в бюджет.

Вот такие дела: по собственной инициативе проверять предприятия и учреждения, которые не получают бюджетных средств, КРУ не может, атолько что упомянутые - с удовольствием.

Теперь о регулярности проведения ревизий. Планово это делают не чаще одного раза в год. Дату начала плановой ревизии ГКРС согласовывает с налоговым органом и письменно сообщает о ней предприятию, на которое она собирается в гости, не позднее чем за 10 дней до начала визита (п.3.4 Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, утвержденной приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 03.10.97 г. N 121, далее Инструкция N 121).

На проведение каждой ревизии работнику КРС выдают специальное удостоверение. Как мы уже говорили, без него или в случае отказа расписаться в журнале посещений вы можете сказать такому rope-проверяющему "до свидания" (п.3.17 Инструкции N 121 и ст.7 Указа Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98 г. N 817/98, далее - Указ N 817). Терпеть от своих гостей временные неудобства вы будете, как правило, не более 30 рабочих дней (однако в отдельных случаях по докладной записке руководителя ревизионной группы этот срок может продлить руководитель контрольно-ревизионного органа. Тогда вы можете не пустить на территорию проверяющего, если его удостоверение не продлено или не новое (п.3.20 Инструкции N 121)).

Как мы указывали, КРУ может проводить и внеплановые, и встречные проверки. Согласно Указу N 817 первые осуществляют, если необходимо проверить сведения, полученные от лица, которое имело правовые отношения с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности, а также если оно не предоставит пояснения и их документальное подтверждение на письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня его получения. Поэтому советуем к таким запросам относиться серьезно и отвечать на них сразу, чтобы не нарваться на встречную проверку (в соответствии с пп. 1.5.4 Инструкции N 121 встречная проверка - метод документального подтверждения на предприятии, в учреждении или организации, которые имели договорные взаимоотношения с объектом контроля, по просьбе контрольного или правоохранительного органа вида, объема и качества операций и расчетов, осуществляемых между ними, для выяснения их реальности (полноты отражения в учете объекта контроля)). Тем более что п.3.15 Инструкции N 121 почти поощряет ревизоров к проведению подобных проверок. Причем на таких условиях, как мы говорили выше, работники КРУ могут прийти к вам даже если вы всего лишь имели "отношения" с теми, кто получал бюджетные средства. Однако вы спросите, а как же пп.1.5.5 Инструкции N 121 ? К сожалению, он ничего не даст в плане освобождения вас от встречных проверок, ибо в нем говорится не об их проведении, а лишь о подконтрольности органам ГКРС предприятий, учреждений и организаций.

Что проверяют

Куда же может заглянуть проверяющий? Он имеет полное право контролировать:

- использование средств бюджетов всех уровней, входящих в состав бюджетной системы Украины, и государственных целевых фондов;

- выполнение государственных контрактов, проаванси-рованных за счет бюджетных средств;

- использование материальных ценностей и нематериальных активов, находящихся в государственной или коммунальной собственности,

Обратите внимание!_____________________________________________________________________________________________________

При этом ревизор может требовать участия материально ответственныхлиц в проведении инвентаризаций, проверок доверенных им ценностей, контрольных измерениях выполненных работ, контрольных запусках в производство сырья и материалов, отборе проб и образцов на исследование, а также в других аналогичных действиях, направленных на проверку состояния хранения денежных средств и материальных ценностей и деятельности материально ответственныхлиц.

_______________________________________________________________________________________________________________________

- использование бюджетных займов и кредитов и кредитов, гарантированных средствами бюджетов;

- ведение бухгалтере кого учета и финансовой отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, получающих средства из бюджетов всех уровней и/или государственных целевых фондов, в том числе валютных;

Обратите внимание! _____________________________________________________________________________________________________

Если в ходе подготовки к ревизии или в ее начале будет установлено, что вы не ведете надлежащим образом бухгалтерский учет, то ревизоры подадут руководству контрольно-ревизионного подразделения докладную записку или акт, на основании которого оно предъявит руководству учреждения письменное требование привести учет в соответствие с действующим законодательством сконкретными сроками его исполнения (кстати, он может и обратиться к влиятельным органам, чтобы поторопить вас) Сами ревизоры не восстанавливают учет. ___________________________________________________________________________________________________________________________

- суть финансовых операций, которые отнесены ксомни-тельным и необычным.

Права КРС

"Какие права имеет контрольная служба? Зачем нам это знать?"- спросите вы. Ну, такое знание - это действительно сила вы поймете, что могут делать проверяющие на вашем предприятии или учреждении, а что - нет. И, бесспорно, это поможет вам правильно построить отношения с ревизором во время проверки.

Ответы на все эти вопросы дает ст.10 Закона о КРС. Следовательно, органы ГКРС имеют право:

- проводить ревизии и проверки на подконтрольных предприятиях, в организациях и учреждениях. При этом работникам КРС предоставляется место для работы, возможность пользоваться связью, множительной техникой, прочими услугами для обеспечения нормальных условий труда;

- беспрепятственного доступа на склады, в хранилища, производственные и другие помещения для их обследования и проверки фактического наличия ценностей;

- прекращать расходные операции по счетам в банках (когда это можно делать, читайте в другом разделе немного ниже);

- привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов для проведения контрольных измерений, запусков, анализов и т.п.;

- требовать от руководителе и проведения инвентаризаций, а в необходимых случаях - опечатывать кассы и склады, архивы, изымать необходимые документы до окончания ревизии или проверки;

Обратите внимание!____________________________________________________________________________________________________

При выполнении последнего действия обязательно проследите, чтобы в деле был оставлен акт изъятия и копии или реестры изъятых документов. ________________________________________________________________________________________________________________________

- получать от банков необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах объектов, которые ревизуются или проверяются, а от других предприятий и организаций, втом числе негосударственных форм собственности, - справки и копии документов об операциях и расчетах с проверяемым учреждением.

Обратите внимание!_____________________________________________________________________________________________________

Кстати, это дает КРС возможность проводить встречные проверки даже на тех объектах, которые не получали бюджетных средств.

_______________________________________________________________________________________________________________________

- получать от должностных и материально ответственных лиц письменные пояснения;

Обратите внимание!_____________________________________________________________________________________________________

Ревизующий может также изымать до окончания ревизии или проверки оригиналы необходимых документов, если не гарантируется их сохранность в ревизуемой организации, а также если выявлены фиктивные документы, подделки и фальсификации. В делах организации, предприятия, учреждения остаются акт изъятия и копии или реестр изъятых документов, заверенные подписями ревизующего и главного бухгалтера. О том, как себя вести в такой ситуации, подробнее читайте в статье "Порядок изъятия документов работниками ГНС и предоставления разъяснения".

_______________________________________________________________________________________________________________________

- предъявлять руководителям и другим должностным лицам учреждения или предприятия требования по устранению выявленных ошибок, изымать в бюджет выявленные ревизиями или проверками сокрытые и заниженные валютные и прочие платежи, ставить перед соответствующими органами вопросы о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные средства и займы используются с нарушением действующего законодательства;

- инициировать взыскание в доход государства средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями по незаконным соглашениям, без установленных законом оснований и с нарушением действующего законодательства;

- налагать на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций административные взыскания в случаях, предусмотренных законодательными актами;

Обратите внимание!_____________________________________________________________________________________________________

Если по фактам, выявленным при ревизии, возбуждено уголовное дело, то по ним же нельзя применять административные взыскания к должностным лицам.

А вот в случае отказа в возбуждении уголовного дела (или его закрытии) и при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения это делают не позднее чем через месяц со дня принятия решения о таком отказе (закрытии дела). _________________________________________________________________________________________________________________________

- применять финансовые санкции, предусмотренные п.7 ст.11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине".

Именно последние четыре права нас интересуют более всего, ибо они касаются наложения штрафов и санкций. Но хотя все так ясно написано в Законе о КРС, однако спасительная или защитная скала есть, и название ей - Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-III (далее Закон N 2181).

Взаимодействие КРС и налоговой службы

Закон N 2181 кардинально упорядочил отношения налогоплательщиков с контролирующими органами как специальный закон по вопросам налогообложения, начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к налогоплательщикам контролирующими органами, в том числе за нарушение в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания. То есть с тех пор пользуются только им, а Законом о КРС и другими нормативно-правовыми документами только в части, которая ему не противоречит. Какже контрольно-ревизионная служба? Не забыли ли о ней? Давайте посмотрим. Исчерпывающий перечень контролирующих органов определен статьей 2 Закона N 2181. Как видите, органов контрольно-ревизионной службы среди контролирующих в Законе N 2181 нет.

Так что же, неужели их работа по выявлению ошибок стала напрасной? Сразу однозначно ответить достаточно сложно. Хотя теперь КРУ и не является контролирующим органом согласно Закону N 2181, и не предусмотрен порядок применения налоговиками штрафных санкций на основании представления органов контрольно-ревизионной службы, однако налоговый орган на его основании вправе принять решение о проведении проверки предприятия. По ее результатам в случае установления нарушения принимают решение согласно требованиям Инструкции о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНА Украины от 17.03.01 г. N 110. Такое мнение было высказано и в письме ГНАУ от 04.02.02 г. N 1966/7/19-2117.

Как видим, эта точка зрения все равно предусматривает проведение проверки именно налоговыми органами.

Примечание. Особо пикантная ситуация сложилась вокруг применения штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличности на основании представления КРС. Как мы говорили выше, это сфера, где КРС также имеет свои полномочия. К тому же Указ Президента Украины "О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличности" от 12.06.95 г. N 436/95 "определяет" наложение штрафов налоговиками на основании проверок органов КРС, а ссылки на Закон N 2181 в данном случае не корректны, ибо штрафные санкции за нарушение норм регулирования обращения наличности не отнесены к налогам и сборам (Закон Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. N 1251-XII),

поэтому и не следует говорить об исключительном праве на их проведение лишь налоговиками. Следовательно, органы КРС, проводя такие проверки, и ГНС, применяя штрафные санкции, ничем не нарушают действующее законодательство. Кажется, тут все понятно, тем более что существует очень интересный документ - Порядок взаимного информирования органов государственной контрольно-ревизионной службы Украины и органов государственной налоговой службы Украины о фактах финансовых нарушений и принятых мерах, утвержденный приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины и Государственной налоговой администрации Украины от 22.12.01 г. N 143/514 (далее - Порядок). Он совсем не старый, причем принят значительно позднее Закона N 2181. Именно этот Порядок определяет взаимодействие и механизм предоставления органами ГКРС информации о фактах выявленных по результатам ревизий нарушений финансовой дисциплины, которые касаются:

- нарушений норм по регулированию обращения наличности;

- нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, которые свидетельствуют о возможном занижении объекта или/и базы налогообложения, и обратного информирования органами государственной налоговой службы о принятых по этим фактам мерах.

Поэтому если работник КРС выявит ошибки в ведении вашего бухучета, то даже не имея права на проверку налогов, он уведомит об этом налоговиков или вообще вызовет их для проведения совместной ревизии.

Если КРС выявляет нарушение норм по регулированию обращения наличности входе ревизии, которая не включена в Национальный план проведения документальных проверок, она в трехдневный срок со дня подписания акта проверки также направляет органу ГНС его копию и расчет финансовых санкций (п.6 Порядка). Последний рассматривает эти документы, принимает решение о применении штрафных санкций и в трехдневный срок информирует об этом КРС. Поэтому мнение, что по представлениям КРС проверки следует проводить и органам ГНС, не имеет аргументации, хотя от этого легче не станет - вас все равно оштрафуют. Единственный плюс - вы избавитесь от лишних хлопот, поскольку не нужно будет принимать еще одних друзей из контролирующих органов.

Взаимодействие
с правоохранительными органами

Великий и могучий Закон о КРУ позволяет контрольно-ревизионным органам проводить ревизии по поручениям (обращениям) прокуратуры, Министерства внутреннихдел, Службы безопасности (также и налоговой инспекции, но о взаимодействии этих двух исполинских столпов государственного контроля мы поговорим отдельно - это особенно интересная тема). Они являются потенциальными посетителями подконтрольных им предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности.

Что же понимают под обращениями правоохранительных органов? Это постановления следователей или прокуроров, а также требования, поручения или просьбы руководителей органов прокуратуры, Министерства внутреннихдел Украины, Службы безопасности Украины, подразделений налоговой милиции, органов Государственной-налоговой службы Украины и Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины.

Ревизия предприятия или учреждения по обращению правоохранительного органа может проводиться в любое время независимо от количества ранее проведенных на этом субъекте ревизий и проверок.

Такие внеочередные визиты проводятся хотя бы по одному из следующих обстоятельств:

- предоставлению прокурором, следователем постановления на проведение ревизии (проверки), вынесенного в ходе расследования уголовного дела;

- предоставлению письменных сведений о злоупотреблении или значительных финансовых нарушениях на подконтрольном органу ГКРС предприятии, в учреждении, организации;

- предоставлению письменных сведений о финансовых нарушениях на подконтрольном органу ГКРС предприятии, в учреждении или организации, при условии проведения их реорганизации (ликвидации);

- предоставлению письменных сведений о нарушении действующего законодательства входе приватизации имущества, которое на время ревизии (проверки) находится в ведении подконтрольного органу ГКРС предприятия, учреждения, организации;

- предоставлению письменных сведений о нецелевом использовании займов или кредитов, гарантированных бюджетом, срок возврата которых нарушен объектом контроля.

Далее орган ГКРС проводит проверку в том же порядке, как и обычно. А все взаимоотношения между ГКРС и правоохранительными органами регулирует Инструкция об организации проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине по обращениям правоохранительных органов, утвержденная приказом ГлавКРУ Украины от 26.11.99 г. N 107 (далее - Инструкция N 107).

Однако, как вы понимаете, у КРС с правоохранительными органами есть и обратная связь Действительно, довольно часто проверяющие раскрывают значительные нарушения, которые требуют вмешательства силовых структур. Так, при выявлении недостач наличности, материальных ценностей или злоупотреблений работники ГКРС не позднее 7 рабочих дней после подписания акта ревизии должностными лицами объекта контроля (или составления акта об отказе в его подписании) при отсутствии замечаний и не позднее 20 рабочих дней (если они есть), передают материалы ревизии в правоохранительные органы для проведения расследования, привлечения виновных лиц к ответственности и возмещению убытков (п.3.30 Инструкции N 121). В те же сроки материалы проверки передают правоохранительным органам, по заданию которых ее проводили (п.5.1 Инструкции N 107).

Прекращение расчетов

В принципе, не только работники КРС могут вас донимать. Вы также можете стоять грудью и не пускать их в "закрома родины", игнорировать их вопросы, говоря, что вы глухонемой и писать не умеете еще с детства, а документов никаких нет и даже ожидать их не стоит... Можно очень срочно (после получения уведомления о проверке) убежать в командировку, причем подальше, чтобы долго ехать, а исполнение своих обязанностей ни на кого не возложить (чего ради "подставлять" невиновного человека?). Все это, конечно, шутки-едва ли такое поведение понравится проверяющему. Когда вас обижают, единственное спасение - суд, который защищает всех униженных и оскорбленных. А что же проверяющий? Его права несколько другие (п.2 ст. 10 Закона о КРС). ГлавКРУ Украины, контрольно-ревизионные управления в областях, городах, даже контрольно-ревизионные отделы в районах могут прекращать расходные операции по счетам в банках и казначействе в таких "несправедливых" случаях.

Расскажем об этой неприятной процедуре, ибо если вам не повезет (не дай Бог, конечно), то нужно знать, как возобновить расчетные операции. Для этого обратимся к Порядку прекращения и возобновления расходных операций предприятий, учреждений и организаций по счетам в банках по представлению органов государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, утвержденному приказом ГлавКРУ Украины от 11.05.02 г. N 117 (далее - приказ N 117).

Таким образом, "перекрыть" могут все расходные операции по счетам предприятий, учреждений за исключением: уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), прочих платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, операций по возврату бюджетных займов и кредитов, займов и кредитов, полученных под гарантии Кабинета Министров Украины; операций по получению средств на выплату заработной платы, а также по выполнению решений органов, которым в соответствии с законом предоставлено право взыскания средств.

Однако перед этим проверяющий должен оформить акт о препятствовании и четко изложить в нем суть и продолжительность действий (бездеятельности) руководства предприятия, которые привели к невозможности надлежащего выполнения полномочий ревизора. Подписать его (в двух экземплярах), кроме ревизора, нужно также руководителю и главному бухгалтеру. Один экземпляр останется под расписку у вас, другой - после регистрации и результатов его рассмотрения будет основой для принятия распоряжения о прекращении расходных операций на счетах (выдать его может кто-либо от начальника ГлавКРУ до начальника контрольноревизионного отдела в районе).

Что же делать дальше? Конечно, прежде всего допустить проверяющих к исполнению их обязанностей или перестать совершать то, что так им не понравилось. Но этого недостаточно: нужен документ, а именно - распоряжение органа государственной контрольно-ревизионной службы о возобновлении расходных операций по форме, приведенной в приказе N 117. Принимает его в трех экземплярах тот же орган, который выдал распоряжение о прекращении операций на основании докладной записки ревизора об устранении правонарушений. Вся эта процедура должна занять один рабочий день.

Ваши права при проверке

Любишь кататься-люби и саночки возить, не так ли. Поэтому вполне естественно, что вместе с определенными правами у проверяющих возникают и обязанности. А если есть обязанности, то их выполнения можно и нужно требовать: для этого существует важный для нормализации работы предприятий и учреждений Указ N 817. В седьмом его пункте сказано: "Рекомендовать предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности ведение журналов посещений их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. О факте этого отказа субъект предпринимательской деятельности уведомляет письменно в трехдневный срок контролирующий орган, в котором работает такой представитель". Поэтому, дорогой друг, если ты пришел без удостоверения или просто с надеждой воспользоваться неосведомленностью руководства, ничего у тебя не выйдет. Кстати, аналогичные требования предусмотрены и п.3.17 Инструкции N 121. Если у вас нет такого журнала заведите его (иначе и расписываться проверяющему негде будет, и к проверке он приступит без препятствий), и пусть ваш диалоге проверяющими будет цивилизованным! Тем более что регистрироваться в нем должны не только работники контрольно-ревизионной службы, но и других контролирующих органов.

Оформление актов и обжалование действий

Жизнь есть жизнь, и иногда при проверке всплывают неприятные факты использования бюджетных средств вопреки их целевому назначению, другие нарушения бюджетного или финансового законодательства. Все это должностное лицо КРС оформляет актом ревизии (проверки) в трех экземплярах, а по письменному требованию правоохранительных органов - и в большем количестве.

Примечание. Один экземпляр акта официально передают в канцелярию объекта контроля под расписку с обязательной отметкой даты и входящего номера на втором экземпляре или вручают руководителю предприятия, аесли в получении отказано - направляют заказным почтовым отправлением в адрес объекта контроля, указанный в учредительных документах. В последнем случае на тех его экземплярах, которые направляют в правоохранительный орган и оставляют в контрольно-ревизионном подразделении, указывают реквизиты почтового уведомления, которое прилагают к ревизионному делу.

В акте должны быть указаны: полное название предприятия, учреждения, организации, суть нарушения {какие нормативно-правовые акты, за какой период и каким должностным лицом нарушены) и его объем (суммы средств государственного, местного бюджета или государственных целевых фондов, использованные вопреки их целевому назначению, суммы операций с бюджетными средствами, проведенныхс нарушением бюджетного законодательства и т.п.).

Сразу разберитесь и ни в коем случае не натворите ерунды, например, подписав акты без единого замечания.

Тщательно изучите, что вам вменяют в вину и за что штрафуют, ибо именно на основании этого будет составлен протокол об административном правонарушении - нарушении законодательства о бюджетной системе Украины или по финансовым вопросам в двух экземплярах (их подписывает должностное лицо ГКРС, составившее его, и лицо, совершившее административное нарушение).

Потом акт (справку) о результатах ревизии вручают для ознакомления и подписи руководителю, главному бухгалтеру, а если их нет - другим должностным лицам, которые имеют право подписи финансовых документов. Последние должны подписать этот документ (акт) в течение не более трех рабочих дней с даты его вручения (поступления).

Если вы не согласны с выдвинутыми в ваш адрес обвинениями и считаете себя чистыми перед народом и своей совестью, поставьте перед подписью оговорку, подпишите акт и не позднее 5 рабочих дней со дня его вручения представьте письменные замечания в орган ГКРС, проводивший ревизию. Их правильность ревизующие должны тщательно проверить и в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения возражений предоставить по ним письменное заключение, утвержденное руководителем контрольно-ревизионного подразделения или его заместителем. Если же такие пояснения не поступят своевременно, дело все равно пойдет дальше, поэтому советуем с письменными замечаниями не затягивать. Не можете по уважительным причинам представить их в течение определенного срока - письменно обратитесь в руководителю контрольно-ревизионного органа и, возможно, срок продлят. Правда, есть другой способ высказать свое несогласие - вообще не подписывать акт. Тем не менее выгод вам это не даст: должностные лица ГКРС удостоверят ваш отказ соответствующим актом со своими подписями в день передачи акта на ознакомление и подписание, после чего, уже не дожидаясь этих 5 дней, они имеют право принять надлежащие меры по реализации материалов ревизии (п.4.7, п.4.9 и п.4.10 Инструкции N 121).

Обратите внимание!_____________________________________________________________________________________________________

Акт ревизии централизованной бухгалтерии, которая обслуживаетнесколькобкщжетнькучреждений, подписывает руководитель ревизионной группы, руководитель органа, при котором создана централизованная бухгалтерия, и главный бухгалтер. Передэтим с содержаниемакта следуетознакомитьруководителейучреждений, в финансовой деятельности которых выявлены недостатки и нарушения финансовой дисциплины, о чем они должны поставить свои подписи и дать пояснения отдельно по каждому из выявленных недостатков и нарушений. В случае выявления значительных нарушений акт подписывают так-же те бывшие руководители и материально ответственные лица, на период работы которых они приходятся.

___________________________________________________________________________________________________________________

Какова же судьба составленных протоколов? В соответствии со ст.234-1 КоАП органы государственной контрольно-ревизионной службы в Украине рассматривают дела об административных правонарушениях, связанные с нарушением законодательства по финансовым вопросам (ст.164-2), о порядке предоставления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (ст. 166-6}. То есть когда выявлено нарушение ст. ст.164-2 и 166-6, КРС и составит протокол, рассмотрит его и применит санкции (об их размерах мы поговорим в следующем разделе). Если речь идет о ст. 164-12 КоАП, то органы КРС имеют право только составлять протоколы об админнарушении (ст.255 КоАП). А рассматривать их (то есть и применять штрафы) согласно ст. 221 КоАП будут районные (городские) суды.

Примечание. Если установлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 164-2 и 164-12 КоАП, одновременно составляют протоколы об административном правонарушении, как за нарушение законодательства по финансовым вопросам и законодательства о бюджетной системе Украины. Если их совершило одно должностное лицо, все равно оформляют два протокола (за каждое нарушение отдельно).

На основании протокола по статье 164-12 КоАП формируют дело об административном правонарушении.

Его передают в суд по месту совершения правонарушения не позднее:

- если нет замечаний (возражений) руководства проверенного предприятия 3-х рабочих дней после регистрации протокола в специальной книге;

- если замечания (возражения) есть - не позднее 20-ти рабочих дней,

а как именно - это уже проблема КРС (п.6 Порядка применения статьи 164-12 Кодекса Украины об административных правонарушениях органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, утвержденного приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 20.02.02 г. N 54).

Но лучше устранить выявленные нарушения еще во время проведения проверки. Все это найдет отражение в сопроводительном письме о передаче дела об административном правонарушении в суд. Также в нем указывают:

- когда, кем и за какой период проведена ревизия (проверка);

- каким должностным лицом совершено административное правонарушение нарушение законодательства о бюджетной системе Украины, его суть и обстоятельства;

- суммы операций с бюджетными средствами, проведенных с нарушением бюджетного законодательства;

- просьбу уведомить орган ГКРС о результатах рассмотрения дела об административном правонарушении и об органе государственной исполнительной службы, которому направлено постановление на выполнение.

Как видите, именно в судебном порядке и будут рассмотрены все ваши жалобы и замечания.

Однако кое-кто ссылается на то, что перед этим якобы необходимо пройти процедуру, предусмотренную статьей 13 Закона о КРС, - предварительное рассмотрение жалоб по подчиненности (начальником управления или начальником ГлавКРУ Украины). Решение по таким жалобам принимают не позднее, чем через месяц, и если оно не удовлетворит - обращайтесь в суд. Однако ст. 13 Закона о КРС регулирует вопрос обжалования действий должностных лиц контрольноревизионной службы, а не их решений относительно применения административных штрафов.

А за это могут еще и оштрафовать

Как мы уже говорили выше, должностные лица ГКРС могут составлять протоколы об административных правонарушениях На основании каких статей КоАП это делают и на какую сумму придется "расщедриться" должностным лицам учреждения, которое проверялось? Ответы на эти вопросы представим в виде таблицы 1.

Таблица 1

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ Вид нарушения ¦Статья¦ Размер ¦
¦ ¦ КоАП ¦ штрафа ¦
+--------------------------------------------------------+------+------------¦
¦Нарушение законодательства по финансовым вопросам ¦164-2 ¦ От 8 до 15 ¦
¦(сокрытие в учете доходов, отсутствие бухучета или его ¦ ¦н.м.д.г. (от¦
¦ведение с нарушением установленного порядка, ¦ ¦ 136 до 255 ¦
¦непредоставление финансовой отчетности, несвоевременное ¦ ¦ грн.) ¦
¦или некачественное проведение инвентаризаций, нарушение ¦ ¦ ¦
¦правил ведения кассовых операций, непринятие мер по ¦ ¦ ¦
¦возмещению убытков от недостач с виновных лиц, ¦ ¦ ¦
¦препятствование работникам государственной контрольно- ¦ ¦ ¦
¦ревизионной службы в проведении ревизий и проверок) ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------+------+------------¦
¦То же самое, совершенное лицом, которое в течение года ¦164-2 ¦От 10 до 20 ¦
¦было подвергнуто административному взысканию за одно из ¦ ¦ н.м.д.г. ¦
¦правонарушений, указанных выше ¦ ¦ (от 170 до ¦
¦ ¦ ¦ 340 грн.) ¦
+--------------------------------------------------------+------+------------¦
¦Нарушение законодательства о бюджетной системе Украины ¦164-12¦От 30 до 70 ¦
¦(использование бюджетных средств вопреки их целевому ¦ ¦ н.м.д г. ¦
¦назначению или несоблюдение порядка проведения операций ¦ ¦ (от 510 до ¦
¦с бюджетными средствами, как это установлено бюджетным ¦ ¦ 1190 грн.) ¦
¦законодательством) ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------+------+------------¦
¦То же самое, совершенное лицом, которое в течение года ¦164-12¦От 70 до 100¦
¦было подвергнуто административному взысканию ¦ ¦ н.м.д.г. ¦
¦ ¦ ¦(от 1190 до ¦
¦ ¦ ¦ 1700 грн.) ¦
+--------------------------------------------------------+------+------------¦
¦Нарушение порядка предоставления финансовой отчетности ¦166-6 ¦От 30 до 60 ¦
¦и ведения бухгалтерского учета при ликвидации ¦ ¦ н.м.д.г. ¦
¦юридического лица (непредоставление или несвоевременное ¦ ¦ (от 510 до ¦
¦предоставление, предоставление по неустановленной форме ¦ ¦ 1020 грн.) ¦
¦или предоставление недостоверной финансовой отчетности, ¦ ¦ ¦
¦ликвидационного баланса, связанных с ликвидацией ¦ ¦ ¦
¦юридического лица, председателем ликвидационной ¦ ¦ ¦
¦комиссии, ликвидатором, другими ответственными лицами, ¦ ¦ ¦
¦привлеченными к ликвидации юридического лица) ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------+------+------------¦
¦Ведение с нарушением установленного порядка бухучета ¦166-6 ¦От 30 до 60 ¦
¦хозяйственных операций, связанных из ликвидацией ¦ ¦ н.м.д.г. ¦
¦юридического лица, включая оценку имущества и ¦ ¦ (от 510 до ¦
¦обязательств юридического лица и составление ¦ ¦ 1020 грн.) ¦
¦ликвидационного баланса, которое осуществляется ¦ ¦ ¦
¦ответственными за это лицами ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------+------+------------¦
¦Уклонение председателя ликвидационной комиссии, ¦166-6 ¦От 40 до 100¦
¦ликвидатора, других ответственных лиц, привлеченных к ¦ ¦ н.м.д.г. ¦
¦ликвидации юридического лица, от организации ведения ¦ ¦ (от 680 до ¦
¦бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных ¦ ¦ 1700 грн.) ¦
¦с ликвидацией юридического лица, включая оценку ¦ ¦ ¦
¦имущества и обязательств юридического лица и ¦ ¦ ¦
¦составление ликвидационного баланса ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------+------+------------¦
¦То же самое (указанное в предыдущих трех пунктах), ¦166-6 ¦От 50 до 120¦
¦совершенное лицом, которое в течение года было ¦ ¦ н.м.д.г. ¦
¦подвергнуто административному взысканию за такие же ¦ ¦ (от 850 до ¦
¦нарушения ¦ ¦ 2040 грн.) ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

Вы, наверное, помните, что в соответствии со ст. 234-1 КоАП органы ГКРС рассматривают дела об административных правонарушениях, связанные с нарушением законодательства по финансовым вопросам (ст.164-2). Делать это и налагать штрафы могут, начальник Главного контрольно-ревизионного управления в Украине и его заместители, начальники контрольно-ревизионных управлений вАвтономной республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители. А по статье 164-12 КоАП органы ГКРС (как и Счетная палата) только составляют протоколы об административных правонарушениях.

Однако чтобы вы не относились к определенным нарушениям немного пренебрежительно (дескать, уплатим админштраф и гудбай...), приводим нарушения, которых, откровенно говоря, лучше избегать (см. таблицу 2). Ибо статья КоАП все-таки лояльнее статьи Уголовного кодекса...

Таблица 2

+----------------------------------------------------------------------------+
¦ Вид нарушения ¦Статья ¦ Наказание ¦
¦ ¦ УКУ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------+-----------------------------¦
¦Нарушение законодательства о ¦210 ч.1¦Штраф от 100 до 300 н.м.д.г. ¦
¦бюджетной системе Украины ¦ ¦(от 1700 до 5100 грн.) или ¦
¦(использование должностным лицом ¦ ¦исправительные работы: до 2 ¦
¦бюджетных средств вопреки их целевому ¦ ¦лет, или ограничения свободы:¦
¦назначению или в объемах, которые ¦ ¦до 3 лет, с лишением права ¦
¦превышают утвержденные пределы ¦ ¦занимать определенные ¦
¦расходов, а так же несоблюдение ¦ ¦должности: до 3 лет ¦
¦требований относительно ¦ ¦ ¦
¦пропорционального сокращения расходов ¦ ¦ ¦
¦бюджета или пропорционального ¦ ¦ ¦
¦финансирования расходов бюджетов всех ¦ ¦ ¦
¦уровней, как это установлено ¦ ¦ ¦
¦бюджетным законодательством, если ¦ ¦ ¦
¦предметом этих деяний были бюджетные ¦ ¦ ¦
¦средства в крупных размерах*) ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------+-----------------------------¦
¦То же самое, если: ¦210 ч.2¦Ограничение свободы от 2 до 5¦
¦- бюджетные средства израсходованы в ¦ ¦лет или лишение свободы: от 2¦
¦особо крупных размерах**; ¦ ¦до 8 лет, с лишением права ¦
¦- или такие действия совершены ¦ ¦занимать определенные ¦
¦повторно; ¦ ¦должности: до 3 лет ¦
¦- или деяния совершены по ¦ ¦ ¦
¦предварительному сговору группы лиц ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------+-----------------------------¦
¦Издание распорядительных актов, ¦211 ч.1¦Штраф от 100 до 400 н.м.д.г ¦
¦которые изменяют доходы и расходы ¦ ¦(от 1700 до 6800 грн.) или ¦
¦бюджета вопреки установленному ¦ ¦исправительные работы: до 2 ¦
¦законом порядку, если предметом ¦ ¦лет, или ограничение свободы:¦
¦деяния были бюджетные средства в ¦ ¦до 5 лет, или лишение ¦
¦крупных размерах* ¦ ¦свободы: до 4 лет с лишением ¦
¦ ¦ ¦права занимать определенные ¦
¦ ¦ ¦должности: до 3 лет ¦
+--------------------------------------+-------+-----------------------------¦
¦То же самое, если: ¦211 ч.2¦Лишение свободы: от 3 до 10 ¦
¦- бюджетные средства израсходованы в ¦ ¦лет Лишение права занимать ¦
¦особо крупных размерах**; ¦ ¦определенные должности: до 3 ¦
¦- или действия совершены повторно ¦ ¦лет ¦
+----------------------------------------------------------------------------+

____________________

* Крупным размером бюджетных средств считается сумма, которая в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан (17000 грн. и более).

** Особо крупным размером бюджетных средств считается сумма, которая в три тысячи и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан (51000 грн. и более).

Теперь вам известно почти все о таких страшных по разговорам, но на самом деле обычных, людях - проверяющих из контрольно-ревизионной службы. Зная их и собственные права, можете спокойно пригласить ревизоров на чашечку чая или кофе, тем более что ваша бухгалтерия (желаем вам этого от всего сердца!) чувствует себя прекрасно.

"Все о бухгалтерском учете"
N 100 (768) от 30 октября 2002 г.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Четвер, 28.03.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС