Документ : Чем страшен финансовый мониторинг


Чем страшен финансовый мониторинг

Число тех, кто уверенно ориентируется в Законе об отмывании , до сих пор невелико. Одни слегка запутались в его положениях, которые дважды* менялись еще до (!) вступления в силу самого документа. Другие даже не стали изучать этот вопрос детально, предположив, что он обойдет их стороной. А зря, ведь применить нормы "антиотмывочного" законодательства могут и к любому законопослушному предприятию или физическому лицу. Мы имеем в виду финансовый мониторинг (далее - ФМ).

Законодательство предусматриваетдваего вида: внутренний и обязательный. Вот как их определяет статья 1 Закона об отмывании: "Обязательный финансовый мониторинг - это совокупность мер специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга по анализу информации относительно финансовых операций, которая предоставляется субъектами первичного финансового мониторинга, а также мер по проверке такой информации в соответствии с законодательством Украины". "Внутренний финансовый мониторинг - деятельность субъектов первичного финансового мониторинга по выявлению, в соответствии с настоящим Законом, финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, и других финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов.

Фактически разница между ними - в субъектах ФМ. В первом случае - это Уполномоченный орган (Государственный департамент финансового мониторинга), а во втором - субъекты первичного финансового мониторинга (далее - СПФМ). Соответственно, есть два уровня ФМ - государственный и первичный. Очевидно, большинство из нас непосредственно столкнется только с последним. Статья 4 Закона об отмывании приводит следующий перечень СПФМ:

- банки, страховые и другие финансовые учреждения;

- платежные организации, члены платежных систем, эк-вайринговые и клиринговые учреждения;

- товарные, фондовые и другие биржи;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- институты совместного инвестирования;

- игорные заведения, ломбарды, юридические лица, которые проводят любые лотереи;

- предприятия, организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

- предприятия и объединения связи, другие некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;

- прочие юридические лица, которые, в соответствии с законодательством, осуществляют финансовые операции.

Как видите, практически все ваши финансовые операции осуществляются с участием того или иного СПФМ. Так что полезно будет узнать об их обязанностях, установленных статьей 5 Закона об отмывании.

Первая из них - идентифицировать лицо, проводящее финансовую операцию. Делают это на основании предоставленных оригиналов или надлежаще заверенных копий документов. Для идентификации физических лиц - резидентов выясняют их фамилию, имя, отчество, серию, номер документа, удостоверяющего личность, дату его выдачи и орган, выдавший документ, местожительства, идентификационный номер; нерезидентов - фамилию, имя, отчество (при его наличии), дату рождения, серию и номер паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность), дату его выдачи и выдавший орган, гражданство, место жительства или временного нахождения.

У юридических лиц - резидентов, естественно, спросят больше: наименование, юридический адрес, документы, подтверждающие государственную регистрацию (втом числе учредительные документы, информацию о должностных лицах и их полномочиях), идентификационный код согласно ЕГРПОУ, реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета. Для нерезидентов документы, подтверждающие государственную регистрацию, и идентификационный код не нужны. Зато понадобятся копия легализированной выписки из торгового (банковского, судебного) реестра и нотариально заверенное регистрационное удостоверение уполномоченного органа иностранного государства о регистрации соответствующего юридического лица.

Ясное дело, банк не будет требовать прилагать копии учредительных документов к каждой платежке. Иногда без идентификации можно обойтись, например, для ранее идентифицированных лиц. То есть проходить ее вам придется, только открывая счет в банке.

Вторая обязанность вышеназванных субъектов-обеспечивать выявление и регистрацию финансовых операций, подлежащих ФМ. Сигнал для обязательного ФМ - сумма операции равна или превышает 80000 гривен (или эквивалент в инвалюте) и хотя бы один из признаков, указанных в статье 11 3акона об отмывании. Далее остановимся на тех из них, которые могут коснуться каждого.

В первую очередь - субъектов ВЭД: перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за рубеж и поступление денег с такого счета; перевод в оффшорную зону; проведение финансовых операций с резидентом страны из "Черного списка" или с лицом, имеющим счет в банке такой страны; перевод за рубеж при отсутствии ВЭД-контракта.

Во вторую - юридических лиц "младенческого" (до 3 месяцев) возраста, а также тех, кто не провел ни одной операции на счете с момента его открытия.

Зарегистрируют и финансовые операции физических лиц (той части, представители которой могут проводить разовые операции на сумму 80000 гривен). Это произойдет при покупке (продаже) дорожных чеков или покупке за наличные; переводе наличности за рубеж с требованием выдать получателю средства также наличными; зачислении наличных на счете их последующим переводом другому лицу втот же или на следующий день; открытии счета с внесением на него средств в интересахтретьего лица; приобретении ценных бумаг за наличные. "Отмониторят" вас и при получении страхового возмещения или выигрыша в лотерею, в казино или в букмекерской конторе. Аналогично поступят, если вы разместили ценности в ломбарде.

Но даже если вам удалось уйти от дружеских объятий обязательного ФМ (например, вместо одной платежки на 100000 гривен вы мудро отнесли в банк две на 50000 каждая), то пройти сквозь сито внутреннего ФМ значительно сложнее. А вызвано это тем, что признаки операций, подлежащих такому мониторингу (ст. 12 Закона об отмывании), весьма субъективны. Судите сами.

Первый признак - запутанный или необычный характер финансовой операции, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Ваша уникальная разработка, суть которой вы тщательно скрываете от конкурентов, кому-то покажется запутанной или необычной. А список приведенных в п.1 ст. 12 Закона об отмывании частных случаев, понятно, далеко не исчерпывающий.

Второй - несоответствие финансовой операции уставным видам деятельности. Конечно, более выгодная ситуация утех, кто перечислил в уставе все возможные виды деятельности. Впрочем, и таким хитрецам расслабляться не стоит - в том же пункте упоминается известная и обычная деятельность. Поэтому финансовые операции будут сравнивать с реальной, а не прописанной в уставе.

Третий - выявление неоднократного осуществления финансовых операций, характер которых дает основания считать, что их цель - избежать процедур обязательного ФМ.

Ну и, наконец, внутренний ФМ возможен и относительно других финансовых операций, если СПФМ заподозрит, что финансовая операция проводится для легализации (отмывания) доходов. Обоснованность таких подозрений никто доказывать не обязан, также, как и подтверждать факт их появления. Отсюда вывод: финансовому мониторингу может быть подвергнута любая ваша финансовая операция.

Продолжим. Следующая из обязанностей СПФМ - предоставлять информацию о финансовых операциях Уполномоченному органу не позднее трех рабочих дней со дня проведения и помощь в их анализе. Как это делать, регулирует Положение о банковском финансовом мониторинге и Порядок регистрации финансовых операций.

Кроме того, получив запрос Уполномоченного органа, СПФМ в трехдневный срок должен предоставить дополнительную информацию "в том числе составляющую банковскую и коммерческую тайну". Причем это согласно ст.8 Закона об отмывании не считают нарушением банковской и коммерческой тайны. А "субъекты первичного финансового мониторинга, их должностные лица и прочие работники не несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность за предоставление Уполномоченному органу информации о финансовой операции, если они действовали в рамках настоящего Закона, даже если такими действиями нанесен ущерб юридическим или физическим лицам, и за другие действия, связанные с выполнением настоящего Закона".

Заметим: конфиденциальная информация здесь даже не упоминается. Впрочем, вполне возможно, что СПФМ не будут искать разницу между ней и коммерческой тайной. Поэтому знайте: любые данные, предоставленные банку или другому финансовому учреждению, могут быть разглашены Уполномоченному органу.

Среди обязанностей СПФМ есть и принятие мер по предотвращению разглашения информации, предоставляемой Уполномоченному органу, и самого факта ее предоставления. Увы, это не дает стопроцентной гарантии, что конфиденциальной информацией или коммерческой тайной не воспользуются третьи лица.

Последняя обязанность СПФМ-хранить документы по идентификации лиц, осуществившихфинансовую операцию, которая подлежит ФМ, и всей документации о ней. Срок хранения - пять лет.

Еще одна сложность, с которой вы можете столкнуться, - это возможный отказ СПФМ обеспечить проведение финансовой операции (ст.7 Закона об отмывании). При этом он обязан идентифицировать участников операции и сообщить о них и о характере операции Уполномоченному органу. Разумеется, такое возможно только по операциям, подлежащим ФМ.

Не пытайтесь отвертеться от ФМ - это нереально. Вы можете и не предполагать, что вас (предприятие или организацию) "мониторят". Лучше всего свести к минимуму возможные отрицательные последствия. Вот несколько полезных рекомендаций для этого:

1. Избегайте необычных финансовых операций.

2. Подружитесь со своим банком. Не заводите счетов "на всякий случай" движение по ним попадет в поле зрения Уполномоченного органа с большой вероятностью. А по крупным и нестандартным операциям предварительно проконсультируйтесь со специалистами своего банка.

3. Пересмотрите политику защиты информации. Исходите из того, что сведения, поступившие в банк, становятся открытыми. Поэтому поищите другие варианты, как свои секреты не сделать общедоступными.

4. Подумайте о возможных изменениях в вашей внешнеэкономической деятельности. Забудьте об операциях с контрагентами в оффшорных зонах или странах "Черного списка", усовершенствуйте работу с ВЭД - контрактами.

5. Ограничьте использование крупных сумм наличных средств.

* См. Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 24.12.02г. N 345-IV, Закон Украины "О внесении изменений в некоторые Законы Украины по вопросам предотвращения использования банков и других финансовых учреждений с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем" от 06.02.03 г. N 485-1V.

Список
использованных нормативно-правовых актов:

1. Закон об отмывании - Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 28.11.02 г. N 249-IV.

2. Положение о банковском финансовом мониторинге - Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденное постановлением правления НБУ от 14.05.03 г. N 189.

3. Порядок регистрации финансовых операций - Порядок регистрации финансовыхопераций субъектами первичного финансового мониторинга, утвержденный постановлением КМУ от 26.04.03 г. N 644.

4. "Черный список" - распоряжение КМУ "О перечне стран (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 17.07.03 г. N 419-р.

"Все о бухгалтерском учете", N 111 (899), 20 ноября 2003 г.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Понедiлок, 29.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС