Документ : Чем страшен финансовый мониторинг
Чем страшен финансовый мониторинг
Число тех, кто уверенно ориентируется в Законе об отмывании , до сих пор невелико. Одни слегка запутались в его положениях, которые дважды* менялись еще до (!) вступления в силу самого документа. Другие даже не стали изучать этот вопрос детально, предположив, что он обойдет их стороной. А зря, ведь применить нормы "антиотмывочного" законодательства могут и к любому законопослушному предприятию или физическому лицу. Мы имеем в виду финансовый мониторинг (далее - ФМ).
Законодательство предусматриваетдваего вида: внутренний и обязательный. Вот как их определяет статья 1 Закона об отмывании: "Обязательный финансовый мониторинг - это совокупность мер специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга по анализу информации относительно финансовых операций, которая предоставляется субъектами первичного финансового мониторинга, а также мер по проверке такой информации в соответствии с законодательством Украины". "Внутренний финансовый мониторинг - деятельность субъектов первичного финансового мониторинга по выявлению, в соответствии с настоящим Законом, финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, и других финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов.
Фактически разница между ними - в субъектах ФМ. В первом случае - это Уполномоченный орган (Государственный департамент финансового мониторинга), а во втором - субъекты первичного финансового мониторинга (далее - СПФМ). Соответственно, есть два уровня ФМ - государственный и первичный. Очевидно, большинство из нас непосредственно столкнется только с последним. Статья 4 Закона об отмывании приводит следующий перечень СПФМ:
- банки, страховые и другие финансовые учреждения;
- платежные организации, члены платежных систем, эк-вайринговые и клиринговые учреждения;
- товарные, фондовые и другие биржи;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- институты совместного инвестирования;
- игорные заведения, ломбарды, юридические лица, которые проводят любые лотереи;
- предприятия, организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
- предприятия и объединения связи, другие некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;
- прочие юридические лица, которые, в соответствии с законодательством, осуществляют финансовые операции.
Как видите, практически все ваши финансовые операции осуществляются с участием того или иного СПФМ. Так что полезно будет узнать об их обязанностях, установленных статьей 5 Закона об отмывании.
Первая из них - идентифицировать лицо, проводящее финансовую операцию. Делают это на основании предоставленных оригиналов или надлежаще заверенных копий документов. Для идентификации физических лиц - резидентов выясняют их фамилию, имя, отчество, серию, номер документа, удостоверяющего личность, дату его выдачи и орган, выдавший документ, местожительства, идентификационный номер; нерезидентов - фамилию, имя, отчество (при его наличии), дату рождения, серию и номер паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность), дату его выдачи и выдавший орган, гражданство, место жительства или временного нахождения.
У юридических лиц - резидентов, естественно, спросят больше: наименование, юридический адрес, документы, подтверждающие государственную регистрацию (втом числе учредительные документы, информацию о должностных лицах и их полномочиях), идентификационный код согласно ЕГРПОУ, реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета. Для нерезидентов документы, подтверждающие государственную регистрацию, и идентификационный код не нужны. Зато понадобятся копия легализированной выписки из торгового (банковского, судебного) реестра и нотариально заверенное регистрационное удостоверение уполномоченного органа иностранного государства о регистрации соответствующего юридического лица.
Ясное дело, банк не будет требовать прилагать копии учредительных документов к каждой платежке. Иногда без идентификации можно обойтись, например, для ранее идентифицированных лиц. То есть проходить ее вам придется, только открывая счет в банке.
Вторая обязанность вышеназванных субъектов-обеспечивать выявление и регистрацию финансовых операций, подлежащих ФМ. Сигнал для обязательного ФМ - сумма операции равна или превышает 80000 гривен (или эквивалент в инвалюте) и хотя бы один из признаков, указанных в статье 11 3акона об отмывании. Далее остановимся на тех из них, которые могут коснуться каждого.
В первую очередь - субъектов ВЭД: перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за рубеж и поступление денег с такого счета; перевод в оффшорную зону; проведение финансовых операций с резидентом страны из "Черного списка" или с лицом, имеющим счет в банке такой страны; перевод за рубеж при отсутствии ВЭД-контракта.
Во вторую - юридических лиц "младенческого" (до 3 месяцев) возраста, а также тех, кто не провел ни одной операции на счете с момента его открытия.
Зарегистрируют и финансовые операции физических лиц (той части, представители которой могут проводить разовые операции на сумму 80000 гривен). Это произойдет при покупке (продаже) дорожных чеков или покупке за наличные; переводе наличности за рубеж с требованием выдать получателю средства также наличными; зачислении наличных на счете их последующим переводом другому лицу втот же или на следующий день; открытии счета с внесением на него средств в интересахтретьего лица; приобретении ценных бумаг за наличные. "Отмониторят" вас и при получении страхового возмещения или выигрыша в лотерею, в казино или в букмекерской конторе. Аналогично поступят, если вы разместили ценности в ломбарде.
Но даже если вам удалось уйти от дружеских объятий обязательного ФМ (например, вместо одной платежки на 100000 гривен вы мудро отнесли в банк две на 50000 каждая), то пройти сквозь сито внутреннего ФМ значительно сложнее. А вызвано это тем, что признаки операций, подлежащих такому мониторингу (ст. 12 Закона об отмывании), весьма субъективны. Судите сами.
Первый признак - запутанный или необычный характер финансовой операции, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Ваша уникальная разработка, суть которой вы тщательно скрываете от конкурентов, кому-то покажется запутанной или необычной. А список приведенных в п.1 ст. 12 Закона об отмывании частных случаев, понятно, далеко не исчерпывающий.
Второй - несоответствие финансовой операции уставным видам деятельности. Конечно, более выгодная ситуация утех, кто перечислил в уставе все возможные виды деятельности. Впрочем, и таким хитрецам расслабляться не стоит - в том же пункте упоминается известная и обычная деятельность. Поэтому финансовые операции будут сравнивать с реальной, а не прописанной в уставе.
Третий - выявление неоднократного осуществления финансовых операций, характер которых дает основания считать, что их цель - избежать процедур обязательного ФМ.
Ну и, наконец, внутренний ФМ возможен и относительно других финансовых операций, если СПФМ заподозрит, что финансовая операция проводится для легализации (отмывания) доходов. Обоснованность таких подозрений никто доказывать не обязан, также, как и подтверждать факт их появления. Отсюда вывод: финансовому мониторингу может быть подвергнута любая ваша финансовая операция.
Продолжим. Следующая из обязанностей СПФМ - предоставлять информацию о финансовых операциях Уполномоченному органу не позднее трех рабочих дней со дня проведения и помощь в их анализе. Как это делать, регулирует Положение о банковском финансовом мониторинге и Порядок регистрации финансовых операций.
Кроме того, получив запрос Уполномоченного органа, СПФМ в трехдневный срок должен предоставить дополнительную информацию "в том числе составляющую банковскую и коммерческую тайну". Причем это согласно ст.8 Закона об отмывании не считают нарушением банковской и коммерческой тайны. А "субъекты первичного финансового мониторинга, их должностные лица и прочие работники не несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность за предоставление Уполномоченному органу информации о финансовой операции, если они действовали в рамках настоящего Закона, даже если такими действиями нанесен ущерб юридическим или физическим лицам, и за другие действия, связанные с выполнением настоящего Закона".
Заметим: конфиденциальная информация здесь даже не упоминается. Впрочем, вполне возможно, что СПФМ не будут искать разницу между ней и коммерческой тайной. Поэтому знайте: любые данные, предоставленные банку или другому финансовому учреждению, могут быть разглашены Уполномоченному органу.
Среди обязанностей СПФМ есть и принятие мер по предотвращению разглашения информации, предоставляемой Уполномоченному органу, и самого факта ее предоставления. Увы, это не дает стопроцентной гарантии, что конфиденциальной информацией или коммерческой тайной не воспользуются третьи лица.
Последняя обязанность СПФМ-хранить документы по идентификации лиц, осуществившихфинансовую операцию, которая подлежит ФМ, и всей документации о ней. Срок хранения - пять лет.
Еще одна сложность, с которой вы можете столкнуться, - это возможный отказ СПФМ обеспечить проведение финансовой операции (ст.7 Закона об отмывании). При этом он обязан идентифицировать участников операции и сообщить о них и о характере операции Уполномоченному органу. Разумеется, такое возможно только по операциям, подлежащим ФМ.
Не пытайтесь отвертеться от ФМ - это нереально. Вы можете и не предполагать, что вас (предприятие или организацию) "мониторят". Лучше всего свести к минимуму возможные отрицательные последствия. Вот несколько полезных рекомендаций для этого:
1. Избегайте необычных финансовых операций.
2. Подружитесь со своим банком. Не заводите счетов "на всякий случай" движение по ним попадет в поле зрения Уполномоченного органа с большой вероятностью. А по крупным и нестандартным операциям предварительно проконсультируйтесь со специалистами своего банка.
3. Пересмотрите политику защиты информации. Исходите из того, что сведения, поступившие в банк, становятся открытыми. Поэтому поищите другие варианты, как свои секреты не сделать общедоступными.
4. Подумайте о возможных изменениях в вашей внешнеэкономической деятельности. Забудьте об операциях с контрагентами в оффшорных зонах или странах "Черного списка", усовершенствуйте работу с ВЭД - контрактами.
5. Ограничьте использование крупных сумм наличных средств.
* См. Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 24.12.02г. N 345-IV, Закон Украины "О внесении изменений в некоторые Законы Украины по вопросам предотвращения использования банков и других финансовых учреждений с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем" от 06.02.03 г. N 485-1V.
Список использованных нормативно-правовых актов:
1. Закон об отмывании - Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 28.11.02 г. N 249-IV.
2. Положение о банковском финансовом мониторинге - Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденное постановлением правления НБУ от 14.05.03 г. N 189.
3. Порядок регистрации финансовых операций - Порядок регистрации финансовыхопераций субъектами первичного финансового мониторинга, утвержденный постановлением КМУ от 26.04.03 г. N 644.
4. "Черный список" - распоряжение КМУ "О перечне стран (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 17.07.03 г. N 419-р.
"Все о бухгалтерском учете", N 111 (899), 20 ноября 2003 г.
|