Документ : Начисляем алименты предпринимателю-единщику


Начисляем алименты предпринимателю-единщику

ВОПРОС: Как правильно начислять алименты частному предпринимателю, который работает по упрощенной системе налогообложения?

ОТВЕТ: Начнем с того, что латинское "alimentum" означает пропитание, содержание. В современном толковании — это средства, предоставленные в определенных законом случаях одними лицами на содержание других, которые нуждаются в материальной помощи. Чаще всего этот термин касается содержания родителями (одним из них) несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей. Такие отношения урегулированы СКУ. А до 01.01.04 г. действовал его предшественник — Кодекс о браке и семье Украины. Именно с точки зрения последнего мы рассматривали аналогичную тему в позапрошлом году. Посмотрим, что изменилось, и разберемся в вопросе нашей читательницы.

Обычно алименты присуждают в доле от дохода. Когда речь идет об алиментах с работника, то их удерживают из всех видов заработка и дополнительного вознаграждения как по основной работе, так и по совместительству. Подробный (но не исключительный) перечень видов вознаграждений приведен в п. 1 Перечня доходов.

Однако частный предприниматель не является работником, то есть работает не по трудовому договору. Поэтому на него распространяется только пп.16 п.1 Перечня доходов, по которому алименты взыскивают с "доходов от предпринимательской деятельности". Как выяснить их размер, если частный предприниматель является плательщиком единого налога?

Для этого по подпункту 7.3.2 Исполнительной инструкции государственный исполнитель (по заявлению взыскателя или должника) должен направить запросы в соответствующие органы. Очевидно, для частного предпринимателя это будет налоговая инспекция, где он находится на учете. А теперь давайте задумаемся: какой же ответ дадут налоговики на запрос госисполнителя?

Учитывая, что единый налог частный предприниматель уплачивает в фиксированном размере, в Отчете субъекта предпринимательской деятельности — физического лица — плательщика единого налога (далее — Отчет СПД) вообще отсутствуют данные о доходах предпринимателя. Вместо того в п.4 Отчета СПД указывают объем выручки от реализации товаров (работ, услуг). Только эту информацию и могут выдать органы налоговой службы* на запрос госисполнителя. Но ее использование в исполнительном производстве вызовет как минимум три проблемы.

Первая очевидна: выручка и доход— это разные вещи, отождествлять которые будет ошибкой. А определить доход только на основании выручки невозможно. Именно ввиду этого запрос в органы налоговой службы не имеет смысла.

Вторая проблема связана с периодичностью предоставления Отчета — один раз в квартал. А алименты должны выплачиваться каждый месяц**. Сколько заработал предприниматель за месяц, определить по данным Отчета невозможно. Правда, это можно сделать при помощи книги учета доходов и расходов (формы № 10). Обязательность ее ведения установлена пунктом 8 Порядка выдачи свидетельства. В статье 6 Закона об исполнительном производстве говорится, что "государственному исполнителю в установленный им срок должны быть предоставлены бесплатно документы или их копии, необходимые для осуществления его полномочий". Обойтись без книги учета доходов и расходов частный предприниматель не может, поэтому по требованию госисполнителя придется предоставлять копию формы № 10.

Третья проблема — учет налогов. Статья 70 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что "размер отчислений из заработной платы и других видов доходов должника высчитывается из суммы, которая остается после удержания налогов". Если уплаченные налоги отражены среди прочих расходов в графе 3 формы № 10, остается просто взять указанный в графе 7 чистый доход. Иначе придется подтверждать их уплату платежными документами.

Но не исключено, что госисполнитель не согласится учесть указанные в них суммы. Основанием будет служить узкое толкование термина "удержание", под которым подразумевается удержание непосредственно из суммы дохода (выручки), а не отдельная уплата. Тогда воспользуйтесь ст.74 Закона об исполнительном производстве: "При наличии спора вопрос о размере задолженности по алиментам решается по заявлению заинтересованного лица судом в порядке, установленном законом". В данном случае обращаться в суд с жалобой на действия госисполнителя относительно неправильного исчисления размера алиментов нужно их плательщику.

Поэтому считаем, что лучше рассказать о менее конфликтных вариантах.

1. Добровольное содержание. "По договоренности между родителями ребенка тот из них, кто проживает отдельно от ребенка, может принимать участие в его содержании в денежной и (или) натуральной форме" (п.2 ст. 181 СКУ). Такую договоренность обязательно оформляют письменно. Не лишне ее нотариально удостоверить, чтобы избежать обвинений в подписании договора против воли.

2. Определение алиментов в твердой денежной сумме (п.З ст. 181 СКУ). Если нет согласия между родителями ребенка, это можно сделать по решению суда. Когда уже есть решение суда об алиментах в размере определенного процента от дохода, в суд подают заявление об изменении способа и порядка выполнения решения. Как сказано в ст.351 ГПК, это допустимо "при наличии обстоятельств, которые усложняют выполнение решения или делают его невозможным". Такими обстоятельствами можно считать нерегулярные доходы предпринимателя (ст. 184 СКУ) и использование им упрощенной системы учета, которая не дает однозначно определить размер доходов. Но сам предприниматель обратиться в суд с подобным заявлением не вправе. Это может сделать взыскатель (получатель алиментов) или госисполнитель. Суд рассматривает заявление в десятидневный срок в судебном заседании с вызовом сторон.

-------------------------------------------

* Основание для обращения госисполнителя в ГНИ — пп.7.3.2 Исполнительной инструкции.

** Это утверждение обосновывается не только на общепризнанной практике, но и на применении аналогии со ст. 77 СКУ.

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. СКУ — Семейный кодекс Украины.

2. ГПК — Гражданский процессуальный кодекс Украины.

3. Закон об исполнительном производстве — Закон Украины "Об исполнительном производстве" от 21.04.99 г. № 606-XIV.

4. Перечень доходов — Перечень видов доходов, которые учитываются при определении размера алиментов на одного из супругов, детей, родителей, других лиц, утвержденный постановлением КМУ от 26.02.93 г. № 146.

5. Исполнительная инструкция — Инструкция о проведении исполнительных действий, утвержденная приказом Минюста Украины от 15.12.99 г. № 74/5.

6. Книга учета доходов и расходов — Книга учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — субъекты предпринимательской деятельности в течение календарного года (приложение № 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. №12).

7. Порядок выдачи свидетельства — Порядок выдачи свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

“Все о бухгалтерском учете”, № 36 (947), 19 апреля 2004 г.



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
П'ятниця, 17.05.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС