Документ : Натуральная оплата в сельском хозяйстве
Материал подготовлен специалистами издательства ООО "Баланс-Клуб"
Натуральная оплата в сельском хозяйстве
Условия выдачи натуроплаты
В ст. 23 Закона № 108 определено, что частичная выплата зарплаты натурой должна осуществляться при соблюдении следующих условий:
- предусматриваться коллективным договором;
- должна быть желаемой для работников и эквивалентной по стоимости оплате труда в денежном выражении;
- цены продукции, выданной в качестве натуроплаты, не должны превышать себестоимости;
- размер натуроплаты не должен превышать 50 % суммы зарплаты, начисленной за месяц.
Кроме того, натуральную оплату труда следует производить товарами (продукцией), не запрещенными Постановлением № 244.
Перечисленные условия служат основанием для выплаты зарплаты натурой и согласно Отраслевому соглашению (п. 5.33).
В этом документе определено, что в коллективном договоре необходимо указывать:
- порядок формирования фонда натуроплаты;
- соотношение между денежной и натуральной формами зарплаты;
- перечень видов продукции, предназначенной для натуроплаты;
- конкретные отпускные цены для исчисления стоимости такой продукции;
- сроки выдачи натуроплаты.
Заметим, что нарушение требований законодательства о труде влечет за собой наложение штрафа органами Госнадзортруда на должностных лиц (с 08.06.04 г. - даты вступления в силу Закона № 1725) от 10 до 14 НМДГ, что в настоящее время составляет от 170 до 238 грн.
Натуроплата и продажа
Отраслевым соглашением (п. 5.34) предусмотрено, что в счет зарплаты на предприятиях АПК разрешена продажа продукции, товаров или предоставление услуг своим работникам (только по их желанию) по справедливым и разумным ценам, установленным в интересах работника.
Условия такой продажи тоже должны оговариваться в коллективном договоре.
Выдача работникам товаров и продукции собственного производства, оказание услуг в счет погашения задолженности по зарплате не относится к натуральной оплате труда. Такая хозяйственная операция является продажей товаров, продукции (услуг) путем проведения взаиморасчетов (работника - за товары, продукцию (услуги), а предприятия - за выполненную работу).
Более подробно о порядке продажи продукции в счет задолженности по зарплате можно ознакомиться в консультации, опубликованной в газете "Баланс-Агро", 2004, № 12, с. 26 - 27.
Что же такое натуроплата?
Исходя из норм приведенных документов и разъяснения Минтруда, представленного в Письме № 1249 (абзац шестой), следует, что натуральная оплата труда (натуроплата) - это вознаграждение в натуральной форме, которое выдается работнику за его труд на предприятии, при этом компенсировать стоимость выданной продукции (товаров), оказанных услуг (далее -продукции) работник не обязан.
То есть, иными словами, натуроплатой следует считать начисленную и выданную работникам продукцию за выполненный ими объем работ.
Например, трактористам-машинистам, работающим на комбайнах и других уборочных агрегатах на уборке зерновых культур, за выполнение установленной сезонной нормы (выработки) при соблюдении хорошего качества работ сельхозпредприятие, кроме денежных средств, начисляет и выдает зерно от 2 до 4 ц каждому. Это зерно и является натуроплатой.
Таким образом, можно сделать вывод, что требования Закона № 108 распространяются на операции относительно натуральной оплаты труда, а не на операции продажи.
Порядок выплаты натуроплаты регулируется трудовым законодательством, а продажа товаров, продукции (услуг) - гражданским.
Поскольку читателей больше интересует налогообложение и учет натуральной оплаты труда, в данной консультации мы рассмотрим вопросы относительно особенностей налогообложения и учета натуроплаты на сельхозпредприятиях (а не продажи) в 2004 году.
Начнем с определения обычных цен, применяемых для оценки выданной натурпродукции в целях налогообложения доходов физических лиц, прибыли и при начислении НДС.
Обычные цены продукции, начисленной и выданной в качестве натуроплаты
Применение обычных цен предусмотрено Законом о прибыли, в частности при осуществлении операций со связанными лицами (пп. 5.3.9, 7.4.1 этого Закона), а также Законом № 889 (п. 3.4) при начислении доходов в неденежных формах и Законом об НДС (п. 4.2) при натуральных выплатах в счет оплаты труда.
Термин "обычная цена" приведен в Законе о прибыли (п. 1.20) и с 01.01.03 г. (в связи с вступлением в силу Закона № 349) значительно расширен.
Согласно пп. 1.20.3 Закона о прибыли для товаров (работ, услуг), продаваемых путем публичного объявления условий их продажи, обычной признается цена, содержащаяся в таком публичном объявлении.
Выдача натуроплаты предусматривается Законом № 108 (ст. 23), коллективным договором, который принимается общим собранием трудового коллектива, то есть путем публичного объявления условий продажи.
Следовательно, обычной ценой продукции, выданной в качестве натуроплаты, по нашему мнению, необходимо считать договорную цену, определенную колдоговором, которая не превышает себестоимость такой продукции.
Обязанность доказывать, что договорная цена не соответствует уровню обычной цены, возлагается на налоговый орган (пп. 1.20.8 Закона о прибыли).
Налог с доходов физических лиц
В Законе № 889 (п. 3.4) указано, что при начислении доходов в любых неденежных формах объект налогообложения определяется как стоимость такого начисления по обычным ценам, умноженная на коэффициент, который рассчитывается по формуле
К = 100 : (100 - Сн),
где К - коэффициент для начисления доходов в неденежной форме;
Сн - ставка налога, установленная для таких доходов, на момент такого начисления.
Иными словами, вначале определяется стоимость объекта налогообложения по обычным ценам (без НДС), а затем она увеличивается на сумму:
- НДС (если лицо, осуществляющее такое начисление, является плательщиком НДС);
- акцизного сбора (если предоставляется подакцизный товар).
После этого полученная сумма умножается на вышеупомянутый коэффициент.
В связи с тем что Законом № 889 не дано определение термина "обычная цена", то в соответствии с п. 1.21 этого Закона данный термин следует применять в значении, предусмотренном п. 1.20 Закона о прибыли.
Законом № 889 (п. 7.1 и п. 22.3) в 2004 году установлена ставка налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 13 %. Подставив в данную формулу эту ставку налога, получим значение коэффициента:
К = 100 : (100 - 13) = 1,1494.
Например, трактористу-машинисту (комбайнеру) за выполнение сезонной нормы выработки на уборке ранних зерновых начислена за июль натуроплата зерном ячменя в количестве 3,5 ц. Стоимость зерна по обычным ценам составляет 120,12 грн. (в том числе НДС - 20,02 грн.; акцизный сбор не начисляется, поскольку продукция безакцизная).
Сумма налогооблагаемого дохода, начисленного в качестве натуроплаты, равна 138,07 грн. (120,12 грн. х 1,1494).
Требует решения проблема, возникшая из-за того, что согласно п. 3.4 Закона № 889 в таком же порядке (то есть с применением коэффициента) оцениваются начисленные доходы в любых неденежных формах при определении базы для начисления:
- сбора (страхового взноса) в Пенсионный фонд;
- страховых взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования (ОГСС).
Механизм взыскания страховых взносов устанавливается специальными законами по ОГПС и ОГСС, а не Законом № 889.
К таким специальным законам, в частности, относятся Законы № 1058, 1533, 2240, 1105, 2213, которыми не предусмотрено применение вышеупомянутого коэффициента.
Кроме того, согласно Закону № 889 (п. 3.4) если предприятие является плательщиком налога на прибыль по ставке 25 %, то в его валовые расходы включается сумма затрат по натуроплате, рассчитанная также с применением коэффициента.
Отметим, что Законом № 1251 определено, что ставки, механизм взыскания налогов и сборов (обязательных платежей) не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.
Специальным законом, регулирующим механизм взыскания налога на прибыль, является Закон о прибыли, в котором ничего не сказано о применении коэффициентов при отражении валовых доходов, выданных в неденежной форме, и отражении валовых расходов с применением коэффициента.
Следовательно, применять коэффициент, предусмотренный Законом № 889, плательщики налога на прибыль при отражении валовых доходов и валовых расходов смогут только после внесения изменений в Закон о прибыли.
Страховые взносы в Пенсионный фонд
Страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование начисляются на стоимость натуррплаты (ст. 19 Закона № 1058, п. 4.1 и п. 4.4 Инструкции № 21).
Однако об оценке натуроплаты в вышеуказанных документах не упоминается.
В Письме № 4843 Пенсионный фонд разъясняет, что при начислении доходов в неденежных формах объект для начисления страховых взносов на ОГПС исчисляется с учетом норм, указанных в п. 3.4 Закона № 889.
Но в преамбуле Закона № 1058 указано, что изменение условий и норм ОГПС осуществляется исключительно путем внесения изменений в этот Закон, то есть применение коэффициента, упомянутого в п. 3.4 Закона № 889, при начислении страховых взносов на ОГПС возможно только после внесения изменений в Закон № 1058.
Учитывая разъяснения, приведенные в Письме № 1983, которые касаются того, что в целях определения составляющих фонда оплаты труда при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд плательщик использует Инструкцию № 5 (разработанную в соответствии с Законом № 108), приходим к следующему выводу.
Оценка продукции, выданной работникам в качестве натуроплаты согласно ст. 23 Закона № 108, по нашему мнению, производится на основании пп. 2.1.7 Инструкции № 5, то есть по договорным ценам, не превышающим себестоимости продукции.
Страховые взносы на ОГСС
Страховые взносы на ОГСС начисляются в процентах от сумм фактических расходов на оплату труда наемных работников. В эти расходы включаются выплаты основной и дополнительной зарплаты, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом № 108, и подлежат обложению НДФЛ.
Инструкцией № 16 (п. 4.2) определен порядок оценки натуроплаты для начисления страховых взносов на ОГСС по временной нетрудоспособности, который правлением Фонда изложен в новой редакции согласно Постановлению № 56. Предусмотрено, что при начислении доходов в неденежной форме базой для взимания страховых взносов является стоимость такого начисления, рассчитанная по обычным ценам и умноженная на коэффициент, исчисленный в соответствии с п. 3.4 Закона № 889.
Однако в нормы специальных законов по ОГСС такие изменения не внесены.
Порядок оценки натуроплаты для начисления
страховых взносов на ОГСС по безработице и от несчастного случая на производстве ни Законами № 1533 и № 1105, ни соответствующими инструкциями не определен.
Поскольку механизм оценки натуроплаты для исчисления страховых взносов на ОГСС на сегодняшний день законодательно еще не урегулирован, то, руководствуясь нормами специальных законов по ОГСС, в частности ст. 1 Закона № 2213, ст. 21 Закона № 2240, ст. 19 Закона № 1533 и ст. 47 Закона № 1105, приходим к выводу, что для начисления страховых взносов на ОГСС оценку натуроплаты, по нашему мнению, следует производить на основании Инструкции № 5 (пп. 2.1.7), принятой в соответствии с Законом № 108, то есть по договорным ценам, не превышающим себестоимости.
Подтверждает этот вывод разъяснение Минтруда в Письме № 20-144 (опубликовано в газете "Баланс-Агро", 2004, № 10, с. 14).
Как известно, страховые взносы на ОГПС и ОГСС взимаются с фактически начисленной суммы зарплаты (в том числе натуроплаты), не превышающей предельной величины, которая в настоящее время составляет 2 660 грн. в месяц в расчете на 1 человека.
Позиция контролирующих органов относительно начисления страховых взносов
Пока готовилась данная консультация к публикации, редакцией газеты был дан запрос в контролирующие органы относительно применения повышающего коэффициента при определении базы для расчета страховых взносов на ОГПС и ОГСС в случае начисления доходов в неденежной форме.
Получены ответы от Пенсионного фонда Украины (ПФУ), от Фонда социального страхования по временной нетрудоспособности и от Государственного центра занятости (ГЦЗ).
В своих письмах: ПФУ - № 7132 (опубликовано в данном номере газеты), Фонд ОГСС по временной нетрудоспособности - № 963 (опубликовано в "Баланс-Агро", 2004, № 15, с. 12), ГЦЗ - № 2931 (опубликовано в этом номере) изложили свою позицию относительно затронутого вопроса.
Все перечисленные контролирующие органы разъяснили однозначно: применять повышающий коэффициент необходимо (хотя такое разъяснение противоречит нормам специальных законов по ОГПС и ОГСС. - Прим, редакции). Уверены, что местные контролирующие органы будут требовать от сельхозпредприятий исполнения таких указаний.
Сроки уплаты НДФЛ и страховых взносов при выдаче натуроплаты
Сроки перечисления НДФЛ и страховых взносов при выдаче натуроплаты отражены в табл. 1.
Виды налога, страховых взносов |
Срок перечисления |
Основание |
НДФЛ
|
На протяжении банковского дня, следующего за днем выплаты дохода в неденежной форме |
Пп. 8.1.4 Закона № 889 |
До 30-го числа, следующего за начислением месяца (в случае начисления и невыдачи) |
Пп. 8.1.2 Закона № 889 |
Страховые взносы на ОГПС
|
Одновременно с выплатой дохода (в том числе в натуральной форме) |
П. 6 ст. 20 Закона № 1058; пп. 5.1.6 Инструкции № 21 |
В последний рабочий день отчетного месяца (в случае получения товаров (услуг) или любых других материальных ценностей в счет указанных выплат (дохода)) |
Пп. 5.6.1 Инструкции № 21
|
Не позднее чем через 20 календарных дней со дня окончания отчетного месяца независимо от выплаты (при окончательном расчете за отчетный месяц) |
Страховые взносы на ОГСС по временной нетрудоспособности |
Не позднее следующего дня после осуществления выплат натуроплатой |
П. 4.6 Инструкции № 16 |
Страховые взносы на ОГСС на случай безработицы |
Не позднее следующего дня после осуществления выплат зарплаты в натуральной форме |
Письмо № 3752 |
Страховые взносы на ОГСС от несчастных случаев на производстве |
Не позднее следующего дня после осуществления выплат зарплаты натуроплатой |
П. 4.12 Инструкции № 12 (ОГСС) |
Налог на прибыль
Расходы на оплату труда (в том числе в натуральной форме) согласно пп. 5.6.1 Закона о прибыли включаются в состав валовых расходов предприятий - плательщиков налога на прибыль (за исключением расходов, не связанных с ведением хозяйственной деятельности, и расходов, подлежащих амортизации).
Причем этим Законом не предусмотрены особенности отражения в валовых доходах и валовых расходах, а также в налогообложении натуральной оплаты труда.
Поскольку операция выдачи продукции, начисленной работникам в качестве натуроплаты, в налоговом учете признается продажей (на основании перехода права собственности на выданную продукцию), то на сумму натуроплаты следует увеличить валовой доход предприятия (пп. 4.1.1 Закона о прибыли).
Стало быть, в состав валовых расходов и валовых доходов предприятия натуроплата включается по стоимости начисленной и выданной работникам (в том числе связанным лицам при документальном подтверждении фактически отработанного времени на данном предприятии) продукции, рассчитанной по договорным ценам (определенным в колдоговоре), не превышающим себестоимость продукции, которые в данном случае являются обычными согласно пп. 1.20.3 Закона о прибыли.
НДС
Согласно п. 4.2 Закона об НДС при осуществлении натуральных выплат в счет оплаты труда физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием, стоимость выданной продукции облагается НДС.
При этом база налогообложения устанавливается исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен, определенных на основании Закона о прибыли (пп. 1.20.3).
Таким образом, базой для начисления НДС является стоимость продукции, выданной в качестве натуроплаты, исчисленной по договорным ценам, предусмотренным колдоговором и не превышающим себестоимость такой продукции.
Рассмотрим бухгалтерский учет и порядок налогообложения натуральной оплаты на условном числовом примере.
ПРИМЕР
В соответствии с колдоговором сельхозпредприятие (плательщик ФСН) за выполнение сезонной нормы выработки на уборке ранних зерновых начислило в июле трактористу-машинисту (комбайнеру) Иванченко И. И. натуроплату зерном ячменя в количестве 3,5 ц. Плановая себестоимость 1 ц зерна ячменя - 28,60 грн., НДС на плановую себестоимость - 5,72 грн., договорная цена 1 ц зерна ячменя, предусмотренная колдоговором, составляет 34,32 грн.
Кроме того, в июле начислена зарплата комбайнеру Иванченко И. И. в сумме 500 грн.
Оценка зерна ячменя для целей налогообложения производится следующим образом:
- для НДФЛ (3,5 ц х 28,60 грн. + НДС 20 %) х 1,1494 = 138,07 грн.;
- страховых взносов на ОГПС, ОГСС: 3,5 ц х х 34,32 грн. = 120,12 грн.
Следовательно, базой для удержания (начисления) налогов, страховых взносов определены такие суммы:
- НДФЛ - 638,07 грн. (500 грн. + 138,07 грн.);
- страховых взносов на ОГПС, ОГСС - 620,12 грн. (500 грн. + 120,12 грн.);
- НДС - 100,10 грн. (3,5 ц х 28,60 грн.).
По заявлению Иванченко И. И. Согласно колдоговору ему продано в счет зарплаты зерно пшеницы озимой в количестве 2 ц по обычной цене, предусмотренной колдоговором, равной плановой себестоимости, в размере 40 грн. за 1 ц плюс НДС - 8 грн.
Сумма выручки от продажи зерна пшеницы составит 96 грн. (2 ц х 40 грн. + 16 грн. НДС).
Сельхозпредприятием - плательщиком ФСН произведены начисления на зарплату и удержания из зарплаты Иванченко И. И. за июль, которые отражены в табл. 2.
Таблица 2
Виды начислений и удержаний |
Порядок расчета |
Начисления |
Страховые взносы на ОГСС: - на случай безработицы |
620,12 грн. х 1,9% = 11,78 грн. |
- от несчастных случаев на производстве |
620, 1 2 грн. х 0,2% = 1,24 грн. |
Удержания |
Страховые взносы: - в Пенсионный фонд |
620, 12 грн. х 2% = 12,40 грн. |
- на ОГСС по временной нетрудоспособности |
620, 12 грн. х 1 % = 6,20 грн. |
- на случай безработицы |
620,12 грн. х 0,5 % = 3,10 грн. |
НДФЛ (налоговая социальная льгота в данном случае не применяется, поскольку зарплата Иванченко И. И. превышает предельный льготируемый уровень, предусмотренный пп. 6.5.1 Закона № 889 в сумме 540 грн.) |
(500 грн. + 138,07 грн. - 12,40 грн. - 6,20 грн. - 3,10 грн.) х 13 % = 80,13 грн. |
Стоимость натуроплаты, выданной в июле работнику |
3,5 ц х 28, 60 грн. + 20,02 грн. НДС = 120,12 грн. |
Таким образом, сумма к выдаче по расчетно-платежной ведомости за июль работнику Иванченко И. И. составит 398,17 грн. (500 грн. + 120,12 грн. - 12,40 грн. - 6,20 грн. - 3,10 грн. -- 80,13 грн. - 120,12 грн.).
Из кассы работнику Иванченко И. И. будет выдано (за июль) 302,17 грн. (398,17 грн. -- 96 грн.).
В бухгалтерском учете перечисленные хозяйственные операции отражены в табл. 3.
Таблица 3
№ п/п
|
Содержание операции
|
Бухгалтерский учет с применением счетов класса 9 |
Дт |
Кт |
Сумма, грн. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.
|
Начислена зарплата комбайнеру Иванченко И. И. за июль: - в денежном выражении |
23 |
661 |
500,0 |
- зерном ячменя 3,5 ц по плановой себестоимости плюс НДС 20 % |
23 |
661 |
120,12 |
2.
|
Начислены страховые взносы на ОГСС: - на случай безработицы |
23 |
653 |
11,78 |
- от несчастных случаев на производстве |
23 |
656 |
1,24 |
3.
|
Удержаны страховые взносы: - на ОГПС |
661 |
651 |
12,40 |
- на ОГСС по временной нетрудоспособности |
661 |
652 |
6,20 |
- на случай безработицы |
661 |
653 |
3,10 |
4. |
Удержан НДФЛ |
661 |
6 412 |
80,13 |
5. |
Отпущено зерно ячменя 3,5 ц в качестве натуроплаты |
661 |
701 |
120,12 |
6. |
Начислены налоговые обязательства по НДС |
701 |
6 411 |
20,02 |
7. |
Списана себестоимость зерна ячменя по плановой себестоимости (с доведением в конце года до фактической) |
901 |
271 |
100,10 |
8. |
Отражена продажа зерна пшеницы озимой в счет начисленной зарплаты за июль по договорной, равной обычной, цене |
661 |
701 |
96,0 |
9. |
Начислены налоговые обязательства по НДС от продажи зерна пшеницы |
701 |
6 411 |
16,0 |
10. |
Списана себестоимость зерна пшеницы по плановой себестоимости (с доведением в конце года до фактической) |
901 |
272 |
80,0 |
11. |
Выдан остаток зарплаты из кассы наличными |
661 |
301 |
302,17 |
12. |
Списан на финансовый результат доход от реализации собственной сельхозпродукции |
701 |
791 |
180,10 |
13. |
Списана на финансовый результат себестоимость реализованной продукции |
791 |
901 |
180,10 |
Примечания: 1. Закрытие счета 23 "Производство" сельхозпредприятия производят в конце года, поскольку фактическая себестоимость сельхозпродукции рассчитывается в целом за год. 2. Предприятия - плательщики ФСН не начисляют страховые взносы в ПФ в размере 32 % (в 2004 году) и на ОГСС по временной нетрудоспособности в размере 2,9 %. |
Выводы
В настоящей консультации изложен порядок налогообложения натуроплаты, исходящий из позиции редакции, не полностью совпадающей с позицией контролирующих органов, поскольку мы придерживаемся норм законов, а не подзаконных актов и разъяснений в виде писем, противоречащих нормам этих законов.
Ситуация с налогообложением натуроплаты остается пока до конца законодательно не урегулированной.
Поэтому рекомендуем бухгалтерам, избегающим конфликтов с контролирующими органами (в частности, ПФ и фондами ОГСС), придерживаться их позиции, то есть базу для начисления страховых взносов определять с применением повышающего коэффициента 1 (1,1494).
Те бухгалтеры, которых не пугают конфликты с указанными органами, могут не применять коэффициент 1,1494 при начислении страховых взносов. Однако свою пра- воту им (скорее всего) придется доказывать, исходя из норм специальных законов по ОГПС и ОГСС, в суде,, который должен решить конфликт относительно применения повышающего коэффициента при начислении страховых взносов в пользу налогоплательщиков.
Решение относительно выбора наиболее оптимального варианта налогообложения натуроплаты остается за вами, уважаемые читатели.
К тому же поскольку не исключены изменения в законодательстве относительно налогообложения натуральной оплаты, мы будем вовремя информировать об этом наших читателей.
Перечень документов
1. Закон № 108 - Закон Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР "Об оплате труда", с изменениями.
2. Закон № 349 - Закон Украины от 24.12.02 г. № 349-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий".
3. Закон № 889 - Закон Украины от 22.05.03 г. № 889-IV "О налоге с доходов физических лиц", с изменениями.
4. Закон № 1058 - Закон Украины от 09.07.03 г. № 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".
5. Закон № 1105 - Закон Украины от 23.09.99 г. № 1105-XIV "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности", с изменениями.
6. Закон № 1251 - Закон Украины от 25.06.91 г. № 1251-XII "О системе налогообложения" в редакции Закона Украины от 18.02.97 г. № 77/97-ВР, с изменениями.
7. Закон № 1533 - Закон Украины от 02.02.2000 г. № 1533-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы", с изменениями.
8. Закон № 1725 - Закон Украины от 18.05.04 г. № 1725-IV "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно соблюдения законодательства о труде".
9. Закон № 2213 - Закон Украины от 11.01.01 г. № 2213-III "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования", с изменениями.
10. Закон № 2240 - Закон Украины от 18.01.01 г. № 2240-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением", с изменениями.
11. Постановление № 244 - постановление КМУ от 03.04.93 г. № 244 "О перечне товаров, не разрешенных для выплаты заработной платы натурой", с изменениями.
12. Постановление № 56 - постановление правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.06.04 г. № 56 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности".
13. Инструкция № 5 - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.04 г. № 5.
14. Инструкция № 12 - Инструкция о подоходном налоге с граждан, утвержденная ГГНИУ от 21.03.93 г. № 12, с изменениями (с 01.01.04 г. утратила силу, кроме раздела IV).
15. Инструкция № 12 (ОГСС) - Инструкция о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденная постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 20.04.01 г. № 12, с изменениями.
16. Инструкция № 16 - Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденная постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.01 г. № 16, с изменениями.
17. Инструкция № 21 - Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением ПФУ от 19.12.03 г. № 21-1.
18. Инструкция № 339 - Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом Минтруда и соцполитики Украины от 18.12.2000 г. № 339, с изменениями.
19. Письмо № 3752 - письмо Государственного центра занятости от 23.11.01 г. № ДЦ-09-3752 "Об уплате взносов на случай безработицы при натуроплате".
20. Письмо N9 20-144 - письмо Минтруда и социальной политики Украины от 13.04.04 г. № 20-144 "Относительно определения базы для начисления страховых взносов в ФСС".
21. Письмо № 963 - письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 06.07.04 г. № 02-24-963 "Относительно начисления страховых взносов при неденежной форме расчетов".
22. Письмо № 1249 - письмо Минтруда и социальной политики Украины от 21.12.01 г. № 18-1249 "Относительно выплаты заработной платы натурой".
23. Письмо № 1983 - письмо ПФУ от 02.03.04 г. № 1983/04 "О применении Инструкции по статистике заработной платы для целей начисления взносов в Пенсионный фонд".
24. Письмо № 2931 - письмо Государственного центра занятости от 05.07.04 г. № ДЦ-09-2931.
25. Письмо № 4843 - письмо Пенсионного фонда Украины от 24.05.04 г. № 4843/04 "Относительно уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование на сумму материальной помощи, которая предоставляется работникам в натуральной форме".
26. Письмо. № 7132 - письмо Пенсионного фонда Украины от 27.07.04 г. № 7132/04.
27. Отраслевое соглашение - Отраслевое соглашение между Министерством аграрной политики Украины, отраслевыми объединениями предприятий и профсоюзом работников агропромышленного комплекса Украины на 2003 - 2004 годы.
Алла Харитонова, бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб"
Материал получен из еженедельника "Баланс" № 16 , (17.08.2004), стр.21
|