Документ : НДС, дешевые продажи и проценты по товарному кредиту; Убыточные продажи в декларации по НДС


НДС, дешевые продажи и проценты
по товарному кредиту;
Убыточные продажи в декларации по НДС

ВОПРОС: 1. Товары (в том числе импортные) приобретаются на условиях товарного кредита. Включаются ли проценты по товарному кредиту в фактические расходы на приобретение этих товаров для целей применения абз. 12 ст. 9 Закона о Госбюджете-2005?

2. Следует ли в декларации по НДС отражать разницу между стоимостью приобретения и продажи, которая при продажах в убыток согласно абз. 12 ст. 9 Закона о Госбюджете-2005 дополнительно включается в базу обложения НДС? Если да, то по какой строке декларации производить такое отражение?

ОТВЕТ: 1. Для ответа на вопрос сначала обратимся к тексту упомянутой нормы:

“В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых плательщику налога непосредственно покупателем или через какое-либо третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров (работ, услуг), а также суммы процентов, уплачиваемые (начисляемые) им по договорам товарного кредита (товарного займа, рассрочки)”.

Ну а поскольку процентики эти для целей НДС (!) предписано включать в состав договорной (контрактной) стоимости, то будьте уверены в том, что их налоговики автоматически зачислят (для целей того же НДС) и в “фактприобретенческие” расходы.

Вышибить их оттуда - задача достаточно нелегкая, но, на наш взгляд, небезнадежная.

Начнем с того, что в налогоприбыльном учете те же “товарные” проценты в стоимость самих товаров для целей п. 5.9 включаться не должны (как и в себестоимость запасов в бухгалтерском учете*).

Кроме того, ставить знак равенства между “фактическими расходами на приобретение” у покупателя и тем, что включается в состав “договорной (контрактной) стоимости” у продавца, полагаем, нельзя. В наших предыдущих консультациях пытаясь определить состав фактических расходов на приобретение товаров (работ, услуг), мы обратились к норме, определяющей перечень расходов на приобретение основных фондов для целей применения Закона О Прибыли, - его п/п. 8.4.1. Аналогии здесь тем более уместны, что в понятие “товары”, применяемое и для целей Закона О Прибыли, и для целей Закона об НДС, входят и ОФ. В отношении же расходов на приобретение основных фондов ГНАУ в письме от 10.07.2002 г. № 4354/6/15-1116 достаточно четко указала, что проценты по товарному кредиту (равно как и по кредиту финансовому) в расходы на приобретение ОФ не включаются, то есть не амортизируют, а идут на валовые затраты с учетом норм п. 5.5 Закона О Прибыли. И это при том, что в п/п. 8.4.1 фигурируют и “другие расходы, понесенные в связи с таким приобретением”!

Так что при возникновении конфликта с налоговиками в отношении базы обложения НДС при продаже таких товаров определенные шансы отбиться от включения в эту базу (в том числе и) “товарных” процентов у вас имеются.**

Те же товарнокредитуемые/демпингующие, кто отбиваться таким образом не рискнет, пусть учтут следующий нюанс.

Особо пикантной ситуация может стать, если на момент дешевой продажи “товарнокредитных” запасов абсолютная сумма процентов по товарному кредиту еще известна не будет (например, когда полный расчет с продавцом до этой даты не произведен и “товарнокредитный” счетчик продолжает тикать)... Тогда в следующих периодах, по мере всплывания таких процентов на поверхность, придется производить соответствующие корректировки НДСно-продажного налогового обязательства.

2. Поскольку в вопросе упоминается база обложения, то речь явно идет об облагаемых НДС операциях.

По нашему мнению, в вашем случае отражение следует производить по основным строкам декларации.

Но сначала - о графах. Напомним, что графа 3 (она же колонка А) декларации именуется “Объемы продажи без учета НДС”. Хотя Закон об НДС нигде явно не ставит знака равенства между понятиями “объемы продажи” и “база обложения”, однако исходя из формы Книги учета продажи товаров (работ, услуг)*** можно сделать вывод о том, что для облагаемых НДС по ставке 20% операций эти понятия фактически идентичны****. Поэтому более корректным будет в графе 3 (колонке А) указывать объем продажи по базе-2005 - исходя из договорной стоимости***** реализуемых товаров (работ, услуг), но не ниже цены приобретения (расходов на изготовление) таких товаров (работ, услуг), то есть с учетом упомянутой разницы.

Естественно, при этом в графе 4 (колонка Б) “Сумма НДС” декларации будет значиться сумма налога, исчисленная от этой искусственно увеличенной базы, то есть от стоимости приобретения товаров, реализованных в убыток.

При этом, видимо, будет нелишним приложить к декларации соответствующее пояснение по поводу несоответствия определенных показателей в графе 3 НДСдекларируемых “продажных” строк показателям “объемных” строк декларации о прибыли (или - для /ОРЕНов-шестипроцентников - расчета ЕН). Компьютерная программа сверки показателей деклараций в ГНИ все равно эти нестыковки выявит, и вас могут вызвать на жесткий ковер, - так лучше сразу соломки подстелить.

По строкам 2,1, 2.1.2 и 2.2 декларации по НДС, где отражаются операции, облагаемые по нулевой ставке, суммовое отражение объемов убыточных продаж в графе 3, судя по всему, следует производить идентично. Впрочем, в той же Книге учета продажи “нулевые” операции отражаются в графе 14 в одном разделе вместе с безбазовыми - необлагаемыми/льготируемыми, и утверждать, что у “нулевиков” объем продажи совпадает с базой, будет уже труднее. То есть при желании убыточные “нулевые” операции в графе 3 можно отражать по продажной (а не “приобретенческой”) стоимости.

Хотя демпингующим экспортерам, жаждущим экспортного возмещения, выгодно указывать по своим строкам в графе 3 как раз полную сумму базы обложения “нулем” (включая и отрицательную разницу стоимостей), чтобы таким образом увеличить объем “нулевых” операций для расчета соответствующей экспортной доли НК.

Особенно это выгодно при наличии у таких экспортеров еще и убыточных внутриукраинских продаж, которые (как мы уже отметили - почти наверняка) следует отражать в полной сумме базы обложения.

(Явно жульнические варианты заполнения типа “по внутриукраинским операциям отрицательная разница в объемах не отражается, а по экспортным - отражается” мы здесь не обсуждаем.)

В общем, “нулевики” в данном случае (к примеру, бороться за экспортное возмещение интересно далеко не всем) могут поступать как им удобней/выгодней (при этом имея в виду п/п. 4.4.1 Закона “О порядке погашения...”).

А теперь вернемся к строкам. Хотя корректировочная строка 8, как нам кажется, для целей отражения упомянутой стоимостной разницы (безжалостно затолканной в НДС-базу законодателями) подошла бы как нельзя лучше, тем не менее соответствующий (5.6.1) подпункт Порядка заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость такой возможности не предусматривает (исключение - строка 8.2). Потому отражение самой допбазы, то есть разницы, и суммы налога с этой разницы следует производить по тем же основным строкам декларации, по которым отражается сама соответствующая продажа: 1, 2, 2.1 (в том числе 2.1.2), 2.2, 7, 8.2.

Например, реализовали на территории Украины за 120 тыс. грн. (в том числе НДС - 20 тыс. грн.) товар, закупленный за 150 тыс. грн. (в том числе НДС - 25 тыс. грн. ). Вторая партия такого же товара была экспортирована за 95 тыс. грн. В декларации отражаем:

грн.

Код стро
ки

  
I. Налоговые обязательства

  
Колонка А   Колонка Б  
Объемы продажи без учета НДС   Сумма НДС  
1   2   3   4  
1   Операции, облагаемые налогом по ставке
20 %, кроме операций по ввозу импортных товаров, налог на добавленную стоимость за которые уплачивается таможенным органам при растаможивании  
125   25  
2.1   Экспортные операции   125 (или 100 - см. выше по тексту)   0  

А вообще ГНАУ готовит к спуску на головы плательщиков новую форму декларации по НДС, где сей вопрос четко разрешится (надеемся) приемлемым для всех образом. А потом, конечно, опять всё поменяют...

______________________

* Напомним, что создатели П(С)БУ сначала зачем-то впихнули эти проценты в себестоимость запасов (см. первую редакцию пункта 9 П(С)БУ 9 “Запасы”), но вскорости приказом Минфина от 28.01.2000 г. № 15 их оттуда убрали.

** Тогда, между прочим, при определенных раскладах можно и поиграть, “перебрасывая” часть стоимости приобретаемого объекта - под будущую недорогую его же продажу - на проценты по товарному кредиту, которые могут быть, кстати, весьма дороги.

*** Утверждена приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

**** См. графы 15-19 Книги.

***** Плюс то, что в такую договорную стоимость дополнительно включается согласно абз. 12 ст. 9 Закона о Госбюджете-2005.

Алексей Павленко

“Бухгалтер” № 11 (299), март (III) 2005 г.
Подписной индекс 74201



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
Понедiлок, 29.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС