Документ : Предоплаты и авансовые платежи при расчетах между предприятиями
Предоплаты и авансовые платежи при расчетах между предприятиями
Предоплаты и авансы широко распространены в хозяйственных отношениях, так как позволяют поставщикам (продавцам, подрядчикам) свести к минимуму опасность неплатежей. При этом бухгалтерский и налоговый учет не делают принципиальных различий между понятиями предоплаты и аванса. Более того, в законодательстве эти термины нередко используются как синонимы.
На практике предоплатами обычно называют платежи по текущим поставкам, осуществляемым в рамках обычных временных периодов, причем предполагается, что процесс изготовления поставляемых изделий, выполнения работ или предоставления услуг не зависит от данного платежа.
Авансами же, как правило, называют платежи, которые производятся в счет поставок будущих периодов. Нередко (например, при выполнении работ подрядным способом) авансированные средства используются на изготовление продукта, который будет поставлен лицу, перечислившему аванс.
Кроме того, иногда для различения предоплаты и аванса используется количественный критерий. В таком случае частичную предварительную оплату будущей поставки именуют авансом.
Общие правила оплаты товаров (ст. 692 Гражданского кодекса Украины) предусматривают обязанность покупателя оплатить товар после получения (приемки-передачи) самого товара или относящихся к нему товарораспорядительных документов. При этом оговорено, что данное правило действует, если договором или актами гражданского законодательства не установлен иной срок оплаты товара.
Таким образом, договорное условие о предварительной оплате является инициативными, то есть вызванным волеизъявлением сторон договора.
Типовые условия о предварительной оплате товаров по договорам купли-продажи, поставки, подряда и другим сформулированы в ст. 693 ГК.
Если договором установлена обязанность покупателя частично или полностью оплатить товар до его передачи продавцом (предварительная оплата), то покупатель должен осуществить оплату в срок, установленный договором, а если такой срок в договоре не установлен, то по требованию продавца (с применением правил п. 2 ст. 530 ГК).
Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товаров в установленный срок, организация-покупатель в соответствии с п. 2 ст. 693 ГК вправе требовать передачи оплаченного товара или возврата уплаченной суммы.
Кроме того, если продавец не исполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного товара, на сумму предварительной оплаты начисляются в пользу покупателя проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 536 ГК) со дня, когда должна была состояться передача товара, до дня фактической передачи товара покупателю или возврата ему ранее уплаченной суммы. При этом договором может быть предусмотрена обязанность продавца уплачивать проценты на сумму предварительной оплаты со дня получения этой суммы от покупателя.
Авансы и предоплаты не следует путать с задатком. Само по себе определение задатка, данное в ст. 570 ГК, может ввести в заблуждение: задатком считается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
Если выполнение сторонами договорных обязательств проходит без проблем, то задаток действительно не отличается от аванса. Однако в случае нарушения какой-либо из сторон условий договора разница между этими понятиями тут же дает о себе знать. Так, если неисполнение вызвано стороной, давшей задаток, то он остается у другой стороны. Если же нарушение обязательства произошло по вине получателя задатка, то он обязан возвратить должнику задаток и дополнительно выплатить сумму, равную стоимости задатка.
Бухгалтерский учет
Учет у покупателя
Учет авансов, предоставленных другим предприятиям, ведется на субсчете 371 “Расчеты по выданным авансам”. Основные проводки, отражающие расчеты с поставщиками с применением предоплат (авансов):
- Дт 371 “Расчеты по выданным авансам” - Кт 311 “Текущие счета в национальной валюте” - отражение произведенной предоплаты или выданного аванса;
- Дт 641/НДС “Расчеты по налогам. НДС” - Кт 644 “Налоговый кредит” - отражение налогового кредита по факту отправленной предоплаты или выданного аванса;
- Дт 20 “Производственные запасы” - Кт 631 “Расчеты с отечественными поставщиками” - оприходование продукции на склад;
- Дт 644 “Налоговый кредит” - Кт 631 “ Расчеты с отечественными поставщиками” - отражение налогового кредита по оприходовании продукции на склад;
- Дт 631 “Расчеты с отечественными поставщиками” - Кт 371 “Расчеты по выданным авансам” - зачет аванса, выданного поставщику.
Учет у поставщика
Для поставщика основным “предоплатно-авансовым” счетом является субсчет 681 “Расчеты по авансам полученным”. Основные проводки:
- Дт 311 “Текущие счета в национальной валюте” - Кт 681 “Расчеты по авансам полученным”- отражение поступившей предоплаты или полученного аванса;
- Дт 643 “Налоговые обязательства” - Кт 641/НДС “Расчеты по налогам. НДС” - отражение налогового обязательства по факту получения предоплаты или аванса;
- Дт 36 “Расчеты с покупателями и заказчиками” - Кт 701 “Доход от реализации готовой продукции” - реализация (отгрузка) готовой продукции по договорной цене с НДС;
- Дт 36 “Расчеты с покупателями и заказчиками” - Кт 702 “Доход от реализации товаров” - реализация (отгрузка) товаров по договорной цене с НДС;
- Дт 36 “Расчеты с покупателями и заказчиками” - Кт 703 “Доход от реализации работ и услуг” - передача работ, услуг по договорной цене с НДС;
- Дт 701 “Доход от реализации готовой продукции” (Дт 702 “Доход от реализации товаров”, Дт 703 “Доход от реализации работ и услуг”) - Кт 643 “Налоговые обязательства” - отражение налоговых обязательств по факту отгрузки;
- Дт 681 “Расчеты по авансам полученным” - Кт 36 “Расчеты с покупателями и заказчиками” - зачет аванса, полученного от покупателя или заказчика.
Документальное оформление
Законодательство не предъявляет каких-либо специальных требований к документальному оформлению отношений между предприятиями при использовании предоплат (авансов). Покупателей и заказчиков в первую очередь интересует “нефиктивность” контрагентов. Если в этом нет сомнения, то степень подробности документального оформления для них, как правило, не принципиальна.
Что касается поставщиков, то для них документальное оформление отношений более существенно, особенно в условиях, когда поставка товара происходит не единовременно, а поэтапно (партиями). Здесь весьма вероятны разнообразные накладки, а потому возможно предъявление претензий по номенклатуре и количеству поставляемых товаров. Поэтому следует особое внимание уделить документам, в которых фигурируют эти характеристики: заявкам на поставку партий ТМЦ, счетам-фактурам, передаточным реестрам. С этой целью еще на стадии заключения базового договора поставки желательно зафиксировать в нем все нюансы, связанные с подачей оперативных заявок на номенклатуру и количество поставок и выпиской счетов-фактур.
Счет-фактура на предоплату выписывается на основании заявки, поданной покупателем или заказчиком. В заявке (а затем и в счете-фактуре) должны быть четко обозначены номенклатура и количество затребованной для поставки продукции.
При передаче продукции представителю покупателя или заказчика составляется акт приемки-передачи или выписывается расходная накладная службы сбыта. Представитель покупателя или заказчика обязан подтвердить свои полномочия доверенностью своего предприятия на получение материальных ценностей. Доверенность должна быть оформлена согласно требованиям Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденной приказом Минфина от 16.05.1996 г № 99.
Налоговый учет
Налоговые обязательства и налоговый кредит по НДС
В части НДС для операций, связанных с предоплатами и авансами, используется обычное правило первого события.
Так, в соответствии с п. 7.3 Закона Украины “О налоге на добавленную стоимость” датой возникновения налоговых обязательств у поставщика в данном случае является дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого денежные средства от покупателя (заказчика) зачисляются на банковский счет налогоплательщика в качестве оплаты товаров, работ, услуг, подлежащих продаже (при продаже за наличные - дата их оприходования в кассе, а при отсутствии таковой - дата инкассации в банковском учреждении, обслуживающем налогоплательщика).
У покупателя право на налоговый кредит по НДС возникает согласно п/п. 7.5.1 по первому из событий: либо по дате списания денежных средств с банковского счета плательщика налога (дате выписки соответствующего счета (товарного чека) в случае расчетов с использованием кредитных дебетовых карточек или коммерческих чеков), либо по дате получения налоговой накладной, удостоверяющей факт приобретения плательщиком налога товаров, работ, услуг.
Таким образом, на дату списания денежных средств с банковског счета, то есть осуществления предварительной оплаты, плательщик (покупатель, заказчик) теоретически получает право на налоговый кредит. Однако следует иметь в виду, что п/п. 7.4.5 Закона не разрешает включение в налоговый кредит каких-либо расходов по уплате налога, не подтвержденных налоговыми накладными или таможенными декларациями. Поэтому реально работает только вторая дата - дата получения налоговой накладной.
Валовые доходы и валовые затраты
Для налога на прибыль в общем случае также используется правило первого события, каковым в рассматриваемых отношениях является:
- для валовых доходов - дата зачисления денежных средств на банковский счет продавца (в случае продажи за наличные - дата их оприходования в кассе, а при отсутствии таковой - дата инкассации в банковском учреждении, обслуживающем налогоплательщика);
- для валовых затрат - дата перечисления денежных средств в виде предварительных платежей либо авансов.
Для отдельных видов хозяйственных отношений предусматривается особый порядок формирования валовых доходов и валовых затрат. Так, при покупке чего-либо у лица, не являющегося плательщиком налога на прибыль либо уплачивающего данный налог по меньшей ставке (или в составе единого, фиксированного и т. п. налогов), валовые затраты в любом случае возникают по дате оприходования товаров (работ, услуг) независимо от того, перечислялась ли поставщику предоплата.
Другой широко распространенный случай применения особых правил налогообложения - операции оперативного лизинга (аренды).
Подпунктом 7.9.6 Закона о прибыли установлено, что передача имущества в оперативный лизинг (аренду) не изменяет налоговых обязательств арендодателя и арендатора. Начисление же лизингового платежа производится по итогам налогового периода, в результате чего арендодатель увеличивает на размер начисленного платежа сумму валовых доходов, а арендатор - сумму валовых затрат.
Таким образом, момент возникновения валовых доходов (затрат) связан с фактом начисления лизингового платежа, то есть с датой, определенной договором для уплаты лизингового платежа. Если лизингодателю (арендодателю) перечисляются деньги за срок, превышающий отчетный период, то в состав валового дохода лизингодателя (арендодателя) включается сумма, соответствующая начисленному лизинговому платежу, по дате, установленной в договоре.
Некоторые особенности, кроме того, установлены для финансового лизинга и долгосрочных договоров. Но это особые темы и касаться их мы пока не будем.
Пример 1. Учет у предприятия-покупателя (заказчика)
По договору предприятия с 1-м поставщиком поставки производятся партиями согласно годовому графику поставок; за три дня до планового срока поставки в адрес поставщика производится предоплата на полную стоимость партии.
По договору со 2-м поставщиком поставки осуществляются по заявкам; на основании заявки поставщик выписывает счет-фактуру, после оплаты которой производится отправка партии продукции.
По договору с подрядчиком предприятие обязуется авансировать работы, которые выполняются подрядным способом.
В отчетном периоде предприятие произвело в установленные сроки все плановые предварительные и авансовые платежи. От поставщиков в течение периода получены следующие поставки материальных ценностей, работ, услуг.
От 1-го поставщика:
- на 5400 грн. (в т. ч. НДС 900 грн.) в счет предоплаты, сделанной согласно графику поставок в прошлом отчетном периоде;
- на 7200 грн. (в т. ч. НДС 1200 грн.) в счет предоплаты текущего отчетного периода.
От 2-го поставщика:
- на 10 800 грн. (в т. ч. НДС 1800 грн.) в соответствии с поданной заявкой и оплаченным счетом-фактурой. При этом часть ТМЦ на сумму 8400 грн. (в т. ч. НДС 1400 грн.) была возвращена по причине несоответствия договорной номенклатуре поставок. Поставщику была предъявлена претензия. До конца отчетного периода половина возвращенных ТМЦ была заменена поставщиком, а стоимость остальной возвращена посредством перевода денежных средств на банковский счет.
От подрядчика:
- на 27 000 грн. (в т. ч. НДС 4500 грн.) - сдан ранее проавансированный этап работ.
Бухгалтерский и налоговый учет см. в таблице 1.
Таблица 1
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет |
Дт |
Кт |
Сумма, грн. |
ВД, грн. |
ВЗ, грн. |
По 1-му поставщику |
Получена и оприходована партия продукции, предварительно оплаченная в прошлом отчетном периоде |
20 |
631 |
5400 |
|
|
Списана сумма НДС по оприходованию |
644 |
631 |
900 |
|
|
Зачтена предоплата за полученную партию |
631 |
371 |
5400 |
|
|
Произведена текущая предоплата согласно графику поставок |
371 |
311 |
7200 |
|
6000 |
Отражен налоговый кредит по предоплате |
641/НДС |
644 |
1200 |
|
|
Оприходована полученная продукция |
20 |
631 |
6000 |
|
|
Списана сумма НДС по оприходованию |
644 |
631 |
1200 |
|
|
Предоплата отнесена на расчеты с поставщиком (зачет) |
631 |
371 |
7200 |
|
|
По 2-му поставщику |
Произведена предоплата согласно счету-фактуре |
371 |
311 |
10 800 |
|
9000 |
Отражен налоговый кредит по предоплате |
641/НДС |
644 |
1800 |
|
|
Оприходована полученная продукция |
20 |
631 |
9000 |
|
|
Списана сумма НДС |
644 |
631 |
1800 |
|
|
Предоплата отнесена на расчеты с поставщиками (зачет) |
631 |
371 |
10 800 |
|
|
Сторнирована возвращенная поставщику продукция, не соответствующая договорной номенклатуре |
20 |
631 |
7000 |
|
|
Cкорректирован методом “сторно” налоговый кредит по недостающей продукции |
644 |
631 |
1400 |
|
|
Выставлена претензия поставщику |
374 |
631 |
8400 |
|
|
Поставщик предоставил замену части ненадлежащей продукции |
20 |
374 |
3500 |
|
|
Списана сумма НДС по замененной продукции |
644 |
374 |
700 |
|
|
Поставщик вернул деньги за оставшуюся часть ненадлежащей продукции |
311 |
374 |
4200 |
|
– 3500 |
По подрядчику |
Авансирован I этап работ |
371 |
311 |
27 000 |
|
22 500 |
Отражен налоговый кредит по авансу на I этап работ |
641/НДС |
644 |
4500 |
|
|
Приняты работы I этапа |
23 |
377 |
22 500 |
|
|
Учтен налоговый кредит по принятым работам |
644 |
377 |
4500 |
|
|
Зачтен аванс, выданный на I этап работ |
377 |
371 |
27 000 |
|
|
Авансирован согласно договорным условиям II этап работ |
371 |
311 |
13 200 |
|
11 000 |
Отражен налоговый кредит по авансу на II этап работ |
641/НДС |
644 |
2200 |
|
|
Пример 2. Учет у предприятия-поставщика
Производственное предприятие получило в отчетном периоде от покупателей и заказчиков следующие предоплаты и авансы.
От 1-го покупателя:
- полную предоплату за две партии готовых изделий; стоимость первой партии - 17 400 грн. (в т. ч. НДС 2900 грн.), стоимость второй - 21 000 грн. (в т. ч. НДС 3500 грн.);
- частичную предоплату в размере 9000 грн. (в т. ч. НДС 1500 грн.) за поставки следующего отчетного периода.
От 2-го покупателя:
- аванс 60 000 грн. (в т. ч. НДС 10 000 грн.) на осуществление плановых поставок текущего и следующего отчетных периодов; по графику поставок в текущем отчетном периоде должны быть поставлены две партии готовой продукции - на 33 000 грн. (в т. ч. НДС 5500 грн.) и на 19 200 грн. (в т. ч. НДС 3200 грн.).
От 1-го заказчика:
- аванс на проведение двух этапов пуско-наладочных и сервисных работ; договорная сумма аванса по I этапу - 66 000 грн. (в т. ч. НДС 11 000 грн.), по II этапу - 42 000 грн. (в т. ч. НДС 7000 грн.)
Кроме того, предприятие, арендующее у данного предприятия основные производственные фонды, перечислило арендную плату в размере 96 000 грн. (в т. ч. НДС 16 000 грн.) за текущий квартал и на пять месяцев вперед.
В отчетном периоде предприятие отгрузило всю запланированную и затребованную к поставке продукцию, а также произвело сдачу заказчику I этапа пуско-наладочных и сервисных работ по согласованной стоимости 102 000 грн. (в т. ч. НДС 17 000 грн.).
По поставке готовой продукции 2-му покупателю получена претензия на некондиционную продукцию на сумму 15 000 грн. (в т. ч. НДС 2500 грн.). Товар был возвращен на предприятие на доработку, а покупателю на банковский счет переведена соответствующая сумма денежных средств.
В отчетном периоде также возвращен 2-му заказчику (в связи с временной технической невозможностью выполнения отдельных видов работ) аванс 48 000 грн. (в т. ч. НДС 8000 грн.), полученный в предыдущем отчетном периоде.
Бухгалтерский и налоговый учет см. в таблице 2.
Таблица 2
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
|
Налоговый учет |
Дт |
Кт |
Сумма, грн. |
ВД |
ВЗ |
По 1-му покупателю |
Отражена предоплата за две партии поставок от 1-го покупателя |
311 |
681 |
38 400 |
32 000 |
|
Отражено налоговое обязательство по полученной предоплате |
643 |
641/НДС |
6400 |
|
|
Учтена отгрузка I партии готовой продукции по договорной цене с НДС |
36 |
701 |
17 400 |
|
|
Отражено налоговое обязательство по факту отгрузки I партии готовой продукции |
701 |
643 |
2900 |
|
|
Учтена отгрузка II партии готовой продукции по договорной цене с НДС |
36 |
701 |
21 000 |
|
|
Отражено налоговое обязательство по факту отгрузки II партии готовой продукции |
701 |
643 |
3500 |
|
|
Зачтены предоплаты по произведенным поставкам |
681 |
36 |
38 400 |
|
|
Отражена предоплата за поставки следующего отчетного периода |
311 |
681 |
9000 |
7500 |
|
Отражено налоговое обязательство по полученной предоплате |
643 |
641/НДС |
1500 |
|
|
По 2-му покупателю |
Отражена предоплата за две партии поставок от 2-го покупателя |
311 |
681 |
60 000 |
50 000 |
|
Отражено налоговое обязательство по полученной предоплате |
643 |
641/НДС |
10 000 |
|
|
Учтена отгрузка I партии готовой продукции по договорной цене с НДС |
36 |
701 |
33 000 |
|
|
Отражено налоговое обязательство по факту отгрузки I партии готовой продукции |
701 |
643 |
5500 |
|
|
Учтена отгрузка II партии готовой продукции по договорной цене с НДС |
36 |
701 |
19 200 |
|
|
Отражено налоговое обязательство по факту отгрузки II партии готовой продукции |
701 |
643 |
3200 |
|
|
Зачтены предоплаты по произведенным поставкам |
681 |
36 |
52200 |
|
|
Отражена полученная претензия (в договорной цене с НДС) |
704 |
36 |
15000 |
|
|
Сторнирован НДС, входящий в сумму признанной претензии |
704 |
641 |
2500 |
|
|
Учтена в финансовый результат договорная стоимость возвращенной продукции (без НДС) |
791 |
704 |
12 500 |
– 12 500 |
|
Откорректирована сумма зачтенного ранее аванса |
681 |
36 |
15 000 |
|
|
Возвращены деньги за отбракованную продукцию |
681 |
311 |
15 000 |
|
|
По 1-му заказчику |
Отражен аванс, полученный от заказчика в счет финансирования I этапа подрядных работ |
311 |
681 |
66 000 |
|
|
Отражено налоговое обязательство по полученному авансу |
643 |
641/НДС |
11 000 |
|
|
Учтена реализация (приемка-передача) готового продукта по договорной (сдаточной) цене с НДС |
36 |
703 |
102 000 |
85 000 |
|
Отражено налоговое обязательство по факту приемки-передачи I этапа работ |
703 |
643 |
17 000 |
|
|
Скорректирован НДС исходя из действительной стоимости I этапа работ |
643 |
641/НДС |
6000 |
|
|
Зачтена предоплата (аванс) в полной сумме |
681 |
36 |
66 000 |
|
|
Отражен аванс, полученный от заказчика в счет финансирования II этапа подрядных работ |
311 |
681 |
42 000 |
|
|
Отражено налоговое обязательство по полученному авансу |
643 |
641/НДС |
7000 |
|
|
По 2-му заказчику |
Отражен возврат аванса, полученного в предыдущем отчетном периоде |
681 |
311 |
48 000 |
– 40 000 |
|
Сторнирован НДС по возвращенному авансу |
643 |
641/НДС |
8000 |
|
|
По арендатору |
Получен аванс по арендной плате от арендатора |
311 |
681 |
96 000 |
|
|
Отражено налоговое обязательство по НДС с суммы полученного аванса |
643 |
641/НДС |
16 000 |
|
|
Учтена в качестве реализации арендная плата, относящаяся согласно договору аренды к отчетному периоду |
36 |
703 |
36 000 |
30 000 |
|
Отражено налоговое обязательство по НДС с суммы реализованных услуг аренды |
703 |
643 |
6000 |
|
|
Евгений Потапов, бухгалтер-эксперт еженедельника “Фортекс”
Газета “Фортекс”, № 44/2006 (№ 200), от 24.10.2006 г.
|