Документ : Проверки КРУ
Проверки КРУ
В отношениях с контрольно-ревизионной службой (в обиходе - КРУ), как и в отношениях с любыми контролирующими органами, руководство предприятия может избрать одну из двух линий поведения.
Первая линия - незамедлительно выполнять любые требования проверяющих, не обращая внимания на их законность и обоснованность, при этом тешить себя надеждой, что рано или поздно от предприятия отстанут. Возможно, так и произойдет, но следует иметь в виду, что чрезмерная лояльность к проверяющим нередко вызывает у последних нездоровый интерес к тем аспектам деятельности предприятия, которые, в общем-то, и не входят в круг проверяемых вопросов. А если позволить контролерам слишком глубоко сунуть нос в дела предприятия, то практически неизбежными становятся административные штрафы на должностных лиц (в лучшем случае), а то и попытки привлечь их к уголовной ответственности.
Так что идти навстречу контролерам во всех их требованиях можно только тем предприятиям, у которых все-все-все бумажки в идеальном порядке и вся-вся-вся деятельность проходит строго в рамках закона, причем именно так, как считают правильным контролирующие органы. Но много ли у нас в стране найдется таких предприятий?
Мы рекомендуем придерживаться другой линии поведения и тщательно контролировать законность любых действий и решений проверяющих. Если они выходят за пределы своей компетенции, не нужно стесняться указать им на это, сославшись на соответствующие нормы законодательства.
Для тех, кто изберет именно такой способ построения взаимоотношений с КРУ, и предназначено это приложение. Мы попробовали собрать в нем материалы, с помощью которых можно мотивировать свои возражения против тех или иных требований сотрудников КРУ (напомним, что общие нормативы, регулирующие деятельность этого ведомства и вопросы проведения им контрольных мероприятий, собраны нами в предыдущем “директорском” выпуске приложения к газете “Фортекс”).
В поле зрения органов КРУ попадают не только бюджетные учреждения, государственные и коммунальные предприятия, но и предприятия негосударственной формы собственности, если они арендуют госимущество, продают что-то бюджетникам или вообще вступают с ними в какие-то правоотношения.
Непременным условием проведения любого контрольного мероприятия является наличие у должностных лиц КРУ направления, обязательные реквизиты которого приведены в п. 1 ч. 14 ст. 11 Закона о КРУ (подробно они расписаны в письме ГлавКРУ от 09.12.2004 г. № 12-14/547).
Если ваше предприятие подконтрольно КРУ (то есть входит в перечень субъектов, приведенный в ст. 2 Закона о КРУ), у него может быть проведена как плановая, так и внеплановая ревизия.
Следует помнить, что для проведения плановой ревизии “крушники” обязаны не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала направить предприятию письменное уведомление с указанием сроков ее проведения. Если предприятие не получало подобного уведомления, необходимо потребовать у ревизоров документы, подтверждающие факт его отправки (обратите внимание: в Законе говорится именно об отправке, а не о получении уведомления). В противном случае предприятие вправе не допускать сотрудников КРУ к плановой ревизии.
Для внеплановой ревизии уведомление не требуется, но в направлении должны быть указаны основания, на которых она проводится. И эти основания должны совпадать с основаниями, записанными в решении суда (его проверяющие тоже обязаны предъявить). Кстати, у неподконтрольных субъектов ревизии могут быть только внеплановыми.
Наибольшую опасность для большинства предприятий представляют встречные сверки, поскольку они проводятся и у подконтрольных, и у неподконтрольных субъектов, причем для их проведения не требуется судебного решения. Нередко в ходе встречных сверок ревизоры КРУ грозятся (а то и в самом деле пытаются) оштрафовать директора и главбуха даже на тех предприятиях, которые им неподконтрольны. Это, конечно, незаконно (подробнее - см. письмо ГлавКРУ от 18.01.2005 г. № 13-14/23). Другое дело - подконтрольные предприятия. Их должностных лиц “крушники” действительно вправе штрафовать (либо составлять протоколы об административных правонарушениях), в том числе при встречных сверках.
В любом случае нельзя забывать, что при выявлении каких бы то ни было нарушений, которые, по мнению ревизора, имеют признаки преступлений, он обязан уведомить об этом правоохранительные органы (см. письмо ГлавКРУ от 02.10.2006 г. № 25-16/593).
Если во время встречной сверки ревизоры требуют информацию, составляющую коммерческую тайну, им можно отказать, сославшись на ч. 2 п. 17 Порядка инспектирования. Данной нормой предусмотрено, что должностные лица КРУ имеют право получать на объекте контроля перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, для исследования вопросов, предусмотренных программой ревизии. Поскольку для встречной сверки программа ревизии не предусмотрена, предприятие может не раскрывать коммерческую тайну.
И помните, что просто так захлопывать двери перед носом сотрудника КРУ, явившегося с ревизией или сверкой, крайне нежелательно. Это вам не сотрудники соцстраха. В случае необоснованного недопущения на предприятие должностных лиц ревизионной службы последние составляют акт и информируют правоохранительные органы. Должностные лица подконтрольных учреждений, препятствующие проведению встречной сверки, привлекаются к административной ответственности по ст. 164-2 КоАП. Поэтому особо своевольничать не стоит, как, впрочем, и идти на поводу у “крушников”.
Людмила Корж, редактор газеты “Фортекс”
“В помощь директору” - приложение к еженедельнику “Фортекс” - № 4 за февраль 2007 г., от 20.02.2007 г.
|