Документ : Работа за компьютером - закон защищает работника


Материал подготовлен специалистами редакции журнала "Налоги и бухгалтерский учет"

Работа за компьютером - закон защищает работника

В настоящее время никого не удивить наличием компьютера на рабочем месте. Причем не только на рабочем месте специалиста, профессия которого напрямую связана с использованием компьютерной техники, как-то: инженера-программиста, оператора ЭВМ, оператора компьютерного набора, но и на рабочем месте бухгалтера, менеджера, секретаря-референта. О требованиях, выдвигаемых законодательством при работе работников с компьютером, а также о льготах, предоставляемых им, и пойдет речь в данной статье.

Согласно ст. 153 КЗоТ на всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются безопасные и безвредные условия труда. Обеспечение безопасных и безвредных условий труда возлагается на собственника или уполномоченный им орган.

Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда согласно нормативно-правовым актам, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда.

С целью охраны труда работников, работающих на электронно-вычислительных машинах, приказом Комитета по надзору за охраной труда Украины утверждены Правила № 21.

Положения данного документа распространяются на все предприятия, учреждения, организации и на частных предпринимателей, использующих наемный труд, которые осуществляют разработку, производство и использование электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров (далее - ЭВМ) или выполняют обслуживание, ремонт и наладку ЭВМ.

Другими словами, все предприятия, на которых имеются в наличии рабочие места с ЭВМ, должны выполнять требования Правил №21. Причем независимо от того, для работника какой профессии создается такое рабочее место.

Государственный надзор за соблюдением требований Правил № 21 осуществляют органы государственного контроля по охране труда.

Остановимся на вопросах, непосредственно касающихся работников предприятий, работа которых связана с использованием ЭВМ.

Режим работы и отдыха

В соответствии с п. 8.2 Правил № 21 работодатель обязан организовать работу сотрудника таким образом, чтобы постоянная работа с ЭВМ регулярно прерывалась паузами и другими видами деятельности, с целью снижения нагрузки, обусловленной работой с ЭВМ, согласно требованиям раздела 6 указанных Правил.

В соответствии с п. 6.1 Правил № 21 режим работы и отдыха для тех работников, которые работают с ЭВМ, определяется в зависимости от выполняемой ими работы согласно Санитарным правилам. Другими словами, для определения продолжительности перерыва для отдыха работников, работающих на ЭВМ, Правила № 21 отсылают нас к положениям Санитарных правил. Рассмотрим их.

Согласно п. 5 Санитарных правил при организации труда, связанного с использованием ЭВМ, для сохранения здоровья работающих, предотвращения заболеваний и поддержания работоспособности следует предусмотреть внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха.

Санитарными правилами предусмотрено, что право на дополнительный перерыв имеют те работники, работа которых на ЭВМ в течение рабочей смены занимает не менее 50 % времени. Таким образом, работники, работающие на ЭВМ в течение рабочего дня менее 50 % рабочего времени, не имеют права на дополнительные перерывы в работе.

В указанном документе закреплены нормы, согласно которым должно устанавливаться время для отдыха таких категорий работников:

1) разработчиков программ (инженеры-программисты);

2) операторов ЭВМ;

3) операторов компьютерного набора.

Трудовая деятельность разработчиков программ характеризуется интенсивной умственной творческой работой с повышенным напряжением зрения, концентрацией внимания на фоне нервно-эмоционального напряжения, вынужденной рабочей позой, периодической нагрузкой на кисти верхних конечностей. Работа выполняется в режиме диалога с ЭВМ в свободном темпе с периодическим поиском ошибок в условиях дефицита времени.

Трудовая деятельность операторов ЭВМ связана с учетом информации, полученной с визуального дисплейного терминала по предварительному запросу или поступающей с него, сопровождается перерывами разной продолжительности, связана с выполнением другой работы и характеризуется как работа с напряжением зрения, незначительными физическими усилиями, нервным напряжением средней степени и выполняется в свободном темпе.

Операторы компьютерного набора выполняют однообразные по характеру работы с документацией и клавиатурой и нечастыми непродолжительными переключениями взгляда на экран дисплея, с вводом данных с высокой скоростью. Такая работа характеризуется как физический труд с повышенной нагрузкой на верхние конечности и с напряжением зрения (фиксирование зрения преимущественно на документах).

Для разработчиков программ должен быть установлен перерыв для отдыха продолжительностью 15 минут через каждый час работы за компьютером;

- для операторов ЭВМ -15 минут через каждые 2 часа;

- для операторов компьютерного набора - 10 минут после каждого часа работы за компьютером.

Если производственные обстоятельства не позволяют применить регламентированные перерывы, продолжительность непрерывной работы за компьютером не должна превышать 4 часов.

При 12-часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а на протяжении последних 4-х часов работы, независимо от характера трудовой деятельности, - через каждый час продолжительностью 15 минут.

Санитарными правилами предусмотрено, что в отдельных случаях - при хронических жалобах работающих за компьютером на зрительную усталость, несмотря на установление дополнительных перерывов для отдыха, а также применение средств локальной защиты для глаз, допускаются индивидуальный подход к ограничению времени работы за компьютером, изменения характера работы, чередование с другими видами деятельности, не связанными с работой за компьютером.

Поскольку, как мы отмечали выше, согласно Правилам № 21 режим работы и отдыха для тех, кто работает с ЭВМ, определяется в зависимости от выполняемой работы согласно Санитарным правилам, то и для других работников, работающих на ЭВМ, кроме указанных выше, должны быть предусмотрены внутрисменные перерывы.

Для того, чтобы определить конкретную продолжительность для определенной категории работников, необходимо выяснить, к какому виду работников, перечисленных выше, больше всего подходит характер выполняемой работы.

Например, характер работы секретаря-референта, работающего на ЭВМ не менее 50 % рабочего времени ежедневно, близок характеру работы операторов ЭВМ. Поэтому такому работнику должны быть установлены такие же перерывы, как и для операторов ЭВМ.

Установленные внутрисменные перерывы должны быть закреплены Внутренними правилами трудового распорядка.

По нашему мнению, время перерыва на отдых в связи с работой за компьютером включается в рабочее время. Ведь по своей сути данные перерывы введены для соблюдения правил по охране труда работников предприятий и с целью снижения негативного воздействия ЭВМ на здоровье работников.

Ответственность за неустановление перерывов

Как мы отмечали выше, государственный надзор за соблюдением требований Правил № 21 осуществляют органы государственного контроля по охране труда.

Согласно ст. 41 КУоАП нарушение требований законодательства и других нормативных актов об охране труда влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, и граждан - субъектов предпринимательской деятельности - от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е. от 85 грн. до 170 грн.

В соответствии со ст. 231 КУоАП органы государственного контроля по охране труда рассматривают дела о нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, а также неисполнении законных требований таких органов в области охраны труда (за исключением нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм*).

От имени органов государственного контроля по охране труда рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда имеют право:

- главные государственные инспекторы, начальники инспекций по охране труда и их заместители - штраф до шести не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- начальники управлений и отелов инспекций по охране труда и их заместители - штраф до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- руководитель инспекции по охране труда - штраф до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Обязательные медицинские осмотры

Все работники, которые выполняют работу, связанную с эксплуатацией, обслуживанием, настройкой и ремонтом ЭВМ, подлежат обязательному медицинскому осмотру - предварительному во время оформления на работу и периодическому на протяжении трудовой деятельности, согласно Положению о медицинском осмотре работников определенных категорий, утвержденному приказом Министерства здравоохранения от 31.03.94 г. № 41, и Санитарным правилам (п. 7.1 Правил № 21).

Периодические медицинские осмотры должны проводиться раз в два года комиссией в составе терапевта, невропатолога и офтальмолога.

Основными критериями оценки пригодности к работе с ЭВМ должны быть показатели состояния органов зрения. При этом необходимо учитывать также состояние организма в целом.

Женщины с момента установления беременности и в период кормления грудью к выполнению всех работ, связанных с использованием компьютера, не допускаются.

Необходимо учитывать также другие противопоказания по работе с компьютером, установленные п. 6 Санитарных правил.

Организация и проведение медицинских осмотров обеспечиваются собственником предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и видов деятельности.

Собственник за счет средств предприятий организовывает проведение медицинских осмотров. В налоговом учете расходы на проведение обязательных медосмотров включаются в состав валовых расходов на основании п.п. 5.4.1 Закона о налоге на прибыль и на основании п. 7 Перечня мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы, утвержденного постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 994.

Ответственность собственника за непроведение медицинского осмотра работников такая же, как за нарушение законодательства об охране труда (см. выше).

Предоставление дополнительного отпуска

Действующим законодательством, помимо требований относительно установления соответствующего режима и отдыха работников, занятых на работе с ЭВМ, установлена обязанность работодателя в предоставлении им дополнительного и ежегодного отпуска.

Законом об отпусках предусмотрено предоставление дополнительного ежегодного отпуска за особый характер труда.

Согласно ст. 8 Закона об отпусках ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, предоставляется отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, - продолжительностью до 35 календарных дней по Списку производств, работ, профессий и должностей, утвержденному Кабинетом Министров Украины.

В соответствии с подразделом “Прочие виды производств” раздела XXII “Общие профессии по всем отраслям хозяйства” (пункт 58) Списка № 1290-2 всем работникам, которые работают на ЭВМ и вычислительных машинах, к которым относится также и персональный компьютер, предоставляется право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда продолжительностью до 4 календарных дней.

Коллективным или трудовым договором устанавливается конкретная продолжительность такого дополнительного отпуска в зависимости от времени занятости работника на работе с компьютером. Поэтому, если работник занят работой за компьютером полный рабочий день, то, по нашему мнению, он имеет право на 4 календарных дня дополнительного отпуска.

Согласно п.п. 6 и 7 Порядка применения Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, утвержденного приказом Минтруда от 30.01.98 г. № 6 дополнительный отпуск за особый характер труда предоставляется пропорционально фактически отработанному времени. В расчет времени, которое дает право работнику на такой отпуск, засчитываются дни, когда он фактически был занят на работах с особым характером труда не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников таких производств, цехов, профессий, должностей.

Учет времени, отработанного в таких условиях, осуществляется собственником или уполномоченным им органом.

Обращаем ваше внимание еще на один немаловажный момент. Согласно ст. 10 Закона об отпусках ежегодный дополнительный отпуск, предусмотренный статьей 7 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 8 данного Закона, предоставляется сверх ежегодного основного отпуска по одному из оснований, избранному работником. Порядок предоставления дополнительного отпуска по нескольким основания устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Напомним, что на основании ст. 7 Закона об отпусках предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (по Списку № 1290-1), на основании пунктов 1 и 2 части первой статьи 8 Закона об отпусках - ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, а именно работникам по Списку № 1290-2 и работникам с ненормированным рабочим днем.

Из этого следует, что если работник претендует на дополнительный отпуск в связи с ненормированную рабочим днем и в связи с работой за компьютером, то он должен выбрать одно основание, по которому ему будет предоставлен дополнительный ежегодный отпуск.

Ответственность за непредоставление дополнительного отпуска

За непредоставление дополнительного отпуска в связи с работой за компьютером предусмотрена такая ответственность.

Согласно ст. 41 КУоАП нарушение требований законодательства о труде влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности от 15 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а именно: от 255 грн. до 850 грн.

Что касается ответственности за неустановление в коллективном договоре конкретной продолжительности ежегодного дополнительного отпуска, то отметим следующее.

Ответственность возможна только в соответствии со ст. 41-1 КУоАП, согласно которой уклонение лиц, представляющих собственников или уполномоченных им органов от участия в переговорах по изменению или дополнению коллективного договора, влечет за собой наложение штрафа от 3 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а именно: от 51 грн. до 170 грн.

То есть админответственность наступает не в случае отсутствия в коллективном договоре конкретной продолжительности ежегодного дополнительного отпуска, а в случае уклонения от переговоров с представителями трудового коллектива по дополнению коллективного договора. Другими словами, изначально должна быть инициатива трудового коллектива относительно дополнения коллективного договора.

Отметим, что соблюдение предприятием норм законодательства о труде проверяется государственными инспекторами по труду. Если инспектор обнаружит нарушение законодательства о труде, то им будет выдано предприятию предписание об устранении такого нарушения в определенный срок. В случае, если законные требования инспектора по труду не будут выполнены относительно устранения нарушений законодательства о труде, то на должностных лиц налагается административный штраф от 5 до 9 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 85 грн. до 153 грн.). Данный штраф налагается непосредственно инспектором по труду.

Кроме того, инспектором по труду будет составляться протокол об административном правонарушении относительно нарушения законодательства о труде, который передается в суд. А уже этот админштраф налагается только по решению суда.

-----------------------------------

* Отметим, что за нарушение государственных санитарно-гигиенических норм и правил может налагаться административная ответственность на должностных лиц предприятия органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. "Об этом также указано в письме Минтруда от 15.11.2006 г. № 237/13/82-06. (с. 46)

журнал "Налоги и бухгалтерский учет"
№ 46(1021) , (07.06.2007), стр.24
Издательский Дом "Фактор"



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
П'ятниця, 26.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС