Документ : Процентный заем от физического лица: правовые и налоговые проблемы


Процентный заем от физического лица: правовые и налоговые проблемы

ВОПРОС: Юрлицо - плательщик налога на прибыль получило процентный заем денежными средствами от физического лица. В связи с этим возникли следующие вопросы:

1) насколько легитимна в настоящее время такая операция?

2) не возникнут ли проблемы с валовыми доходами?

3) можно ли отнести на валовые затраты начисленные проценты по данному займу?

ОТВЕТ:

1.

Ранее, анализируя договор займа, мы подчеркивали, что отличие договора займа от кредитного договора обусловлено его универсальностью, которая проявляется в том, что в договоре займа в качестве заимодавца могут выступать любые физические и юридические лица. В то же время в отношении сторон кредитного договора ГК устанавливает определенные ограничения (кредитодателями разрешено быть только банкам и другим финансовым учреждениям).

Что касается процентов по договору займа, то ч. 1 ст. 1048 ГК гласит:

“Заимодавец имеет право на получение от заемщика процентов от суммы займа, если иное не установлено договором или законом”.

Итак, с точки зрения гражданского законодательства процентные займы, выдаваемые физическими лицами юридическим лицам, абсолютно легитимны. Более того, взимание процентов является правилом, действующим по умолчанию.

Однако в случае с процентным займом можно столкнуться с “финуслужной” проблемой.

В свое время при толковании понятия финуслуг мы ссылались на п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона “О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг” (далее - Закон о финуслугах), где, в частности, фигурировал такой признак финуслуги, как получение прибыли. Поэтому операция по предоставлению займа при отсутствии процентов никак не соответствует признакам финуслуги.

А если проценты все-таки будут фигурировать в договоре?

Ранее нами выражалось мнение, что заключение подобного договора без соответствующих документов (разрешений) не будет противоречить Закону о финуслугах.

Следует отметить, что такая позиция не является однозначной. Так, чиновники из Госфинуслуг в своих письмах настаивали на том, что возвратная финпомощь, которую они считают по своей гражданско- правовой природе займом, является финуслугой. Поэтому, дескать, обычные предприятия, предприниматели и просто физические лица без статуса финучреждения не имеют права выдавать друг другу займы, причем как процентные, так и беспроцентные.(1)

Мы с подобными разъяснениями Госфинуслуг не согласны - критика позиции Существенную поддержку в этом вопросе оказывает и Госкомпредпринимательства в своем письме от 17.11.2006 г. № 8287, в котором достаточно четко приведены признаки различий между операциями по предоставлению займа и кредита. При этом Госкопредпринимательства считает, что если юрлица предоставляют процентные денежные займы за счет собственных средств, то такая операция не будет считаться кредитом. На наш взгляд, этот вывод вполне применим и к физлицам.

Правда, Госфинуслуг по-прежнему недружелюбно относится к процентным займам - об этом свидетельствует свежее письмо от 14.03.2008 г. № 2944/ 11-11. В нем данное ведомство со ссылкой на свое распоряжение от 31.03.2006 г. № 5555 подчеркивает, что свобода займов касается только беспроцентных операций (при условии соблюдения законодательства о предупреждении легализации отмывания денежных средств). А вот процентные займы - в силу п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о финуслугах - относятся к финансовому кредиту.

Ну а подобные операции согласно ч. 1 ст. 5 Закона предоставляются финучреждением, а также, если это прямо предусмотрено законом, физлицами-предпринимателями. Простым физлицам, предоставляющим денежные средства в заем на систематической основе(2), Госфинуслуг советует зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Тем не менее если физлицо дает взаймы деньги (сумма значения не имеет) под проценты не систематически (то есть один или два раза в течение календарного года), то вроде бы претензий к нему быть не должно.

В общем, ситуацию с выдачей процентных займов как юр-, так и физлицами назвать урегулированной в настоящее время нельзя.(3)

2.

Как чувствуют себя процентные займы в налоговом учете? Некоторые специалисты полагают, что отражение в налоговом учете процентного займа идентично операции финансового кредита. В обоснование своей позиции они ссылаются на перечень финансовых услуг, приведенный в ст. 4 Закона о финуслугах, в который входит, в частности, “предоставление денежных средств в заем, в том числе и на условиях финансового кредита”.

На этом основании делается вывод, что поскольку финансовый кредит включается в понятие займа, то налогообложение таких операций ничем не отличается.

На наш взгляд, приравнивать процентный заем к финансовому кредиту, руководствуясь Законом о финуслугах, для целей налогообложения неправомерно, так как указанный Закон “устанавливает общие правовые основы в сфере предоставления финансовых услуг, осуществления регулятивных и надзорных функций за деятельностью по предоставлению финансовых услуг”.

Иными словами, к налогообложению он никакого отношения не имеет.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что процентные займы, выдаваемые физлицами, в определение финансового кредита, приведенное в п/п. 1.11.1 Закона О Прибыли(4), никак не вписываются.

Неправильно приравнивать процентный заем и к возвратной финпомощи. Напомним, что по договору возвратной финпомощи не предусматривается начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в качестве платы за пользование такими денежными средствами.(5)

Так что процентный заем в налоговом плане не является ни кредитом, ни возвратной финпомощью.

Однако, несмотря на то что налоговым законодательством не установлены правила налогообложения процентных займов, на практике подобные займы все-таки выдаются, а значит, эти операции должны как-то отражаться в налоговом учете.

Не исключаем, что налоговики могут настаивать на включении основной суммы процентного займа в валовой доход плательщика налога на основании п/п. 4.1.6 Закона О Прибыли, который, как известно, не является исчерпывающим. Напомним, что до 2003 года такие попытки в отношении включения возвратной финпомощи в валовой доход(6) ГНАУ неоднократно предпринимала в своих письмах. Мы, кстати, никогда не соглашались с фискальной трактовкой налоговых норм, поскольку считаем, что получение и возврат займа в налоговом учете отражаться не должны.

Действительно, сумма процентного займа не включается в валовой доход получателя, поскольку основная сумма займа не является доходом в принципе.

Такой аргумент плательщиков налогов обычно находил понимание в судах. Так, Высший хозяйственный суд Украины в п. 7 письма от 24.07.2001 г. № 01-8/824 и постановлении от 22.09.2004 г. по делу № 11/508 отсутствие валового дохода обосновывает бухгалтерским термином “доход”, который при получении займа, независимо от его “процентности”, не возникает. Аналогичную позицию иногда демонстрирует и ГНАУ (см. ее письма от 26.05.2006 г. № 5907/6/15-0316, № 10022/7/15-0316 и от 24.10.2006 г. № 19852/7/15-0317).

И в самом деле, никаких выгод, сопровождаемых ростом собственного капитала, в результате получения процентного займа у заемщика не наблюдается.

Кроме того, Закон О Прибыли специально не оговаривает налогообложение указанных сумм - в отличие, скажем, от возвратной финпомощи (она облагается в порядке прямо сформулированного в Законе исключения из общего правила) - поэтому для налогообложения нет никаких оснований. Аналогия же со ссылкой на специальное правило (исключение) “ по юридическим канонам недопустима.

3.

Теперь посмотрим, какие варианты существуют с отнесением процентов по договору займа на валовые затраты. В принципе, таких вариантов может быть два:

1) найти специальную норму, позволяющую “озатратить” подобные расходы;

2) воспользоваться общей нормой, изложенной в п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли.

Напомним, что в Законе О Прибыли имеется спецнорма п/п. 5.5.1, которая разрешает в состав валовых затрат относить любые расходы, связанные с выплатой или начислением процентов по долговым обязательствам (в том числе по любым кредитам, депозитам), если такие выплаты или начисления связаны с ведением хозяйственной деятельности плательщика.

Как определяются проценты в Законе О Прибыли?

Согласно п. 1.10 Закона О Прибыли проценты – это “доход, уплачиваемый (начисляемый) заемщиком в пользу кредитора в виде платы за использование

привлеченных на определенный срок денежных средств или имущества. В проценты включаются:

- платеж за использование денежных средств или товаров (работ, услуг), полученных в кредит;

- платеж за использование денежных средств, привлеченных в депозит;

- платеж за приобретение товаров в рассрочку”.

К сожалению, проценты за предоставление займа в понятие “проценты”, приведенное в Законе О Прибыли, не вписываются. Дело в том, что для целей налогообложения заем не является ни кредитом, ни депозитом, ни товарами в рассрочку, поэтому проценты по займу - не проценты в понимании п. 1.10 Закона О Прибыли. А значит, прямого разрешения на увеличение ВЗ в вашем случае Закон О Прибыли не содержит.

А теперь обратимся ко второму варианту.

Как известно, п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли разрешает включать в валовые затраты:

“Суммы любых расходов, уплаченные (начисленные) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, втом числе расходы на приобретение электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3-5.7 настоящей статьи”.

Итак, заемщику - плательщику налога на прибыль необходимо доказать, что начисления (выплаты) процентов(7) по договору займа связаны с его хозяйственной деятельностью. I

В качестве доказательства связи с хоздеятельностью может использоваться следующий аргумент: получение займа направлено, например, на преодоление определенных трудностей предприятия, возникших в связи с уплатой налогов, сборов, расчетов с контрагентами и т. п.

В то же время получение займа - совершенно правомерная деятельность предприятия, представляющая собой один из традиционных способов привлечения оборотных средств (финансовый кредит, товарный кредит и т. п.). Так что проценты по займу вполне нормально вписываются в состав валовых затрат, не нарушая логики Закона О Прибыли. К тому же ограничений по этому поводу в п. 5.3- 5.7 нет.

В общем, возможность отнести на валовые затраты проценты за предоставленный заем у достаточно смелого и “подкованного” предприятия, на наш взгляд, есть.

P. S. Вопрос, связанный с возникновением НДФЛ по полученным физлицом процентам, пока оставляем за кадром.

________________

См. по этому поводу письма Госфинуслуг от 27.07.2004 г. № 3910/11-8 и от 14.06.2006 г. № 5543/11-5.

2) Критерий систематичности, очевидно, нужно брать по аналогии из п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 25.04.2003 г. № 3 “О практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности”. По мнению Суда, систематически - значит, не менее чем три раза в течение одного календарного года.

3) Впрочем, “легитимно-заемные” проблемы касаются в первую очередь заимодателя, а не заемщика.

4) Приводим упомянутый п/п. 1.11.1 Закона О Прибыли:

“1.11.1. Финансовый кредит - денежные средства, предоставляемые банком-резидентом или нерезидентом, квалифицированным в качестве банковского учреждения согласно законодательству страны пребывания нерезидента, либо резидентами и нерезидентами, имеющими статус небанковских финансовых учреждений согласно соответствующему законодательству, а также иностранными правительствами или его (очевидно, “их” (правительств)) официальными агентствами либо международными финансовыми организациями и другими кредиторами-нерезидентами в заем юридическому или физическому лицу на определенный срок, для целевого использования и под процент. Правила предоставления финансовых кредитов устанавливаются Национальным банком Украины (в отношении банковских кредитов), а также Кабинетом Министров Украины (в отношении небанковских финансовых организаций) в соответствии с законодательством”.

5) Правильнее квалифицировать возвратную финпомощь как частный случай договора займа, предметом которого являются денежные средства, за пользование которыми не взимается плата в виде процентов.

6) С 01.01.2003 г. в Законе О Прибыли появились специальные правила, посвященные налогообложению возвратной финпомощи (п/п. 1.22.2 и 4.1.6 Закона О Прибыли).

См. по этой проблеме Обобщающее налоговое разъяснение относительно применения подпункта 4.1.6 пункта 4.1 статьи 4 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” касательно отражения в налоговом учете операций по получению и возврату сумм возвратной финансовой помощи (займа), утвержденного приказом ГНАУ от 24.01.2003 г. № 26, с изменениями.

7) При условии их легитимности.

“Бухгалтер” № 31, август (III) 2008 г.
Подписной индекс 74201



Вход в систему
Логин
Пароль 
Новый пользователь
Забыл пароль?

Стан бази
П'ятниця, 26.04.2024
В базi 549581 документ

 Огляд останніх надходжень
Актуальні консультації
Списання автомобіля: від «а» до «я»
Штатний розпис професійно-технічного навчального закладу за новими вимогами
Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь
Электронные деньги и расчеты карточками: правила игры для субъектов хозяйствования
Вакцинация работников предприятия против гриппа, или Я уколов не боюсь: если надо уколюсь!
Бланки та звітність
Податкова звiтнiсть
Фiнансова звiтнiсть
Вiдрахування у фонди
Форми документiв
Довiдковi матерiали
Ставка єдиного податку
Граничні норми добових витрат
Облiкова ставка НБУ
Iндекси iнфляцiї (2017 р.)
Розмiр мiнiмальної заробiтної плати
Розмір мінімальної пенсії
Розмiр прожиткового мiнiмуму
Розмiр податкової соцiальної пiльги.
Розмiри мiнiмального та максимального єдиного внеску для пiдприємцiв
Максимальний розмiр заробiтної плати, з якої сплачується єдиний соцiальний внесок
Кориснi посилання
Увага! важлива інформація
  21.03.2018  

Про внесення змін до Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування
Постанова Кабінету Міністрів України N 180 від 07 лютого 2018 р.

Про внесення змін до Правил надання послуг пасажирського автомобільного транспорту
Постанова Кабінету Міністрів України N 181 від 07 лютого 2018 р.

  19.03.2018  

Про затвердження Змін до Порядку відкриття та закриття рахунків у національній валюті в органах Державної казначейської служби України
Наказ Міністерства фінансів України N 110 від 05.02.2018 р.

Про затвердження Реєстру референтних цін (цін відшкодування) на препарати інсуліну станом на 01 лютого 2018 року
Наказ Міністерства охорони здоров'я України N 453 від 07.03.2018 р.

  15.03.2018  

Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю
Закон України N 2275-VIII від 6 лютого 2018 року

[Архив новостей]

2005-2017 © ПАРУС